Высококачественная Hi-Fi запись и воспроизведение звука вращающимися звуковыми головками, размещенными на БВГ, ис
пользует способы цифровой звукозаписи с импульсно-кодовой модуляцией и звукозаписи с частотной модуляцией. Такие системы содержат предысказители-корректоры, кодеры (модуляторы), универсальные усилители записи-воспроизведения, соединенные через вращающийся трансформатор с головками, декодер (демодулятор) и выходной усилитель. Поднесущая ЧМ звукового канала на ленте располагается на границе сигналов яркости и цветности. Звуковые головки смещены на БВГ относительно ВГ на 30° и записывают сигнал между строками видеозаписи. Для записи стереосигналов используют поднесущие 1,3 и 1,7 МГц.
В ВМ могут использоваться три системы шумопонижения (СШП): пороговая, динамическая (DNL) и компандерная (DOLBY). Принцип действия пороговой СШП основан на уменьшении коэффициента усиления в паузах фонограммы. Принцип действия динамического ограничителя шума основан на автоматическом регулировании полосы пропускания усилителя в режиме воспроизведения. Компандерные СШП основаны на преобразовании динамического диапазона сигнала при записи в области средних и верхних частот и последующем обратном преобразовании в режиме воспроизведения.
На входе каналов записи установлены входные усилители с АРУ. Они поддерживает постоянным уровень входного звукового сигнала. Далее звуковой сигнал поступает на последовательно включенные шумоподавитель и предкорректор, предназначенные для снижения уровня шумов. Необходимость использования специальной системы шумоподавления и предкоррекции обусловлена тем, что зачастую динамический диапазон входного звукового сигнала, особенно если он поступает с микрофона, достигает 80 дБ а динамический диапазон канала магнитной записи- воспроизведения из-за шумов ленты и ее насыщения ограничивается приблизительно 50 дБ. В результате без предварительной обработки входной сигнал большого уровня ограничивается, а сигнал низкого уровня передается практически на уровне шумов. В каналах ЧМ-записи, которые используются в качестве каналов Hi-Fi, возникают еще и дополнительные специфические шумы, спектр которых, в отличие от шума ленты, содержит большое количество высокочастотных компонентов. Таким образом, чтобы обеспечить характеристики звукового сигнала соответствующими стандарту Hi-Fi, эти сигналы обрабатываются вначале схемой шумоподавления, например типа DOLBY В, а затем пропускаются через предкорректор, амплитудно-частотная характеристика которого имеет подъем в области верхних звуковых частот. Скорректированные звуковые сигналы с подавленными шумами поступают
в частотные модуляторы. Взаимное расположение спектров звуковых сигналов показано на рис. 23. Для получения высокого отношения сигнал/шум в каналах ЧМ-записи звука используется достаточно большая девиация несущей (±150 кГц), что намного больше девиации несущей, обычно применяемой при ЧМ-передаче звука в телевидении (±50 кГц) и в УКВ ЧМ вещании (±75 кГц). С выходов частотных модуляторов ЧМ-сигналы через ФНЧ поступают в сумматор. Суммарный сигнал через усилитель записи подается на вращающиеся головки записи звука.
При воспроизведении ЧМ-сигналы звукового сопровождения подаются на вход канала воспроизведения. Воспроизводимые вращающимися головками сигналы поступают на два предварительных усилителя, каждый из которых соответствует своей головке. Благодаря индивидуальной настройке входных цепей предварительных усилителей в зависимости от параметров конкретной головки удается добиться одинаковых АЧХ каналов. Далее ЧМ- сигналы поступают на усилитель, охваченный цепью АРУ, и коммутатор, который управляется импульсами, синхронными и синфазными с частотой вращения БВГ. В результате на выходе образуется непрерывный ЧМ-сигнал, сформированный из сигналов, поочередно воспроизводимых обеими вращающимися звуковыми головками. Воспроизводимый сигнал распределяется по стереоканалам полосовыми фильтрами с центральной частотой 1,3 МГц и 1,7 МГц. Затем звуковые ЧМ-сигналы демодулируются и поступают в специальные устройства обработки, предназначенные для устранения помех, возникающих во время коммутации головок. Демо- дулированные и очищенные от коммутационных помех сигналы через регуляторы уровня воспроизведения подаются на посткорректоры и через ФНЧ с частотой среза 20 кГц на шумоподавители. Полностью восстановленные сигналы со вновь расширенным динамическим диапазоном через усилители поступают на выходы канала звукового сопровождения.