Концерн Мицуи, который по методам своей организации был самым «старомодным» из всех концернов и в то же время подвергался наиболее острым нападкам, пережил с 1932 г. наибольшее число реформ и перестроек, которые касались главным образом методов управления компаниями, а также в известной степени затрагивали формы владения и контроля над -капиталами.
Кстати, покупать подарки оптом всегда дешевле чем в розницу, а самое главное преимущество, то тчо эти подарки можно перепродавать извлекая прибыль. Вот несложная схема простого бизнеса.
В 1932 г. в концерне столкнулись две линии: «линия Ясукава», президента компании «буссан», олицетворявшего собой старую консервативную политику концерна, замкнутый характер корпораций, ориентацию на торговлю, финансы и легкую промышленность, и «линия Икэда» — сторонника «реформ» в концерне. Сэйхин Икэда — человек, окончивший покровительствуемый Мицуи университет Кэйо (а также Гарвардский университет в США), уже в 1903 г., на 42 году жизни, стал директором — управляющим банка Мицуи, где он начал свою карьеру с небольшой должности в 1895 г. «Некогда человек Мнцуи и всегда человек Мицуи» — так называли в Японии этого крупнейшего финансиста и политического деятеля дзайбацу. Совершая в 1929 г. путешествие в Европу, Икэда особенно долго пробыл в Италии, откуда вер. нулся открытым приверженцем фашистского режима и вскоре присоединился к созданной бароном Хиранума фашистской организации «Кокухонся». Близкий к фашистам, Икэда прекрасно понимал, что следование прежним методам в.новой обстановке может затормозить развитие концерна Мицуи; после жестоких схваток Икэда с Ясукава, закончившихся в 1933 г. отставкой последнего, под руководством Икэда были проведены следующие реформы и персональные изменения: 1. Была учреждена система денежных пожертвований и создан на средства Мицуи фонд «Хоонкай» («Общество благодарности»), которому была выделена неслыханная в истории благотворительности в Японии сумма в 30 млн. иен. 2. Добившись отставки Ясукава из «буосан», Икэда провел чистку бесчисленных, разбросанных по всему миру отделений «буссан» от людей Ясукава; место Ясукава в «буссан» занял Ка- нэо Нандзйо — ставленник Икэда, стремившегося усилить вложения «буссан» в промышленность за счет сокращения разных спекулятивных торговых предприятий. 3. Была введена система отставок должностных лиц Мицуи, прослуживших определенное число лет и достигших определенного возраста, тогда как раньше многие руководящие должности занимались пожизненно. 4. Было объявлено о введении системы открытой продажи акций компаний концернов; фактически, однако, в те годы в открытую продажу было выпущено лишь небольшое число акций. В компаниях прямой зависимости концерна Мицуи процент акций в руках Мицуи понизился с 90,56 в 1928 г. до 88,24 в 1937 г., т. е. лишь на 2% с небольшим.
Несмотря на столь малый размер изменений, эти реформы положили начало серьезным переменам, произведенным в процессе военной перестройки концерна в последующие годы.
Дальнейшее развитие японской арессии, захват Жэхэ Чахара и затем провинций Северного Китая, все больше и больше приближало начало «большой войны» и требовало увеличения военного производства. История концерна Мицуи в годы войны — это история его борьбы за создание и развитие в своем составе компаний военной и тяжелой промышленности. Несмотря на то, что Мицуи по общей сумме своих капиталов был значительно сильнее Мицубиси, его главные доходы составлялись преимущественно из прибылей компаний горнодобывающей и легкой промышленности, не имевших больших перспектив для своего развития. Напротив, опорой Мицубиси были компании обрабатывающей и тяжелой промышленности. К тому же в это время начался бурный рост «новых концернов», которые превращались в серьезную угрозу для Мицуи и Мицубиси. По подсчетам Мосабуро Судзуки даже в 1936 г. концерн Мицуи был лишь на пятом месте по сумме капиталов, вложенных в военное судостроение и производство вооружения.
Концерн Мицуи встал перед выбором: либо отказаться от борьбы за тяжелую и военную промышленность и сосредоточить главное внимание на развитии внешней торговли и на эксплуатации Манчжоу-го и других захватываемых территорий, либо, не отказываясь от последнего, сосредоточить максимум усилий на военной индустриализации..
Концерн избрал второй путь. Внешняя торговля Японии после 1935 г. значительно упала, главным образом ввиду усиления бойкота японских товаров в Китае. В перспективе было дальнейшее падение внешней торговли в связи с международными осложнениями для Японии. Эксплоатация Манчжоу-го и других территорий Китая, хотя и чрезвычайно прибыльная, в то же время значительно зависела от командования Кван- тунской армии, где влияние «молодого офицерства» было чрезвычайно сильно. Кроме того., японские монополии никогда не забывали о дополнительном риске, с которым было связано вложение капиталов за пределами Японии ввиду возможности поражения в войне. Наконец, отказаться от перенесения центра тяжести в тяжелую и военную промышленность в собственно Японии значило отказаться от выгод, которые несло с собой развитие государственного военно-монополистического капитализма (участие в военном контроле и регулировании, получение государственных заказов и т. д.) и уступить эти выгоды конкурентам.