К нынешнему выпуску мы уже научились ставить ракурс, настраивать свет и подбирать цвета под настроение сцены, ставить пульсар. Но пока всё это остается лишь немым кино без звуков и музыки. Сегодня я как раз разберу тему саунд-дизайна (sound design) в роликах и конкретный рабочий процесс создания звукового сопровождения при использовании SFM. Возможности SFM. Несмотря на то, что Source Filmmaker поддерживает интеграцию звуковых файлов внутрь программы, я искренне не советую идти этим путем. Во-первых, все звуки нужно будет пере-конвертировать в специальный формат .wav (а далее, читая статью, вы поймете, что этих файлов у вас будет целая прорва и конвертирование каждого займет кучу времени). И во-вторых, создание саунда через ваш любимый видеоредактор (Sony Vegas, Adobe Premiere, After Effects) позволит вам гораздо точнее настроить тайминг и эффекты для звуков. Разумеется, это не касается тех случаев, когда вам нужно сделать лип-синг (lipsync) персонажам или вы хотите использовать что-то из архивов игр. Но, в общем и целом, легче создавать звуковое сопровождение «снаружи» Source Filmmaker. Кстати, насчет липсинкинга — в этой статье я не буду разбирать его создание, а также запись голоса, так как на эту тему существует куча туториалов как в группе, так и на Youtube. Я оставлю эту тему для тех, кто разбирается в ней гораздо лучше меня. Поиск звуков. Итак, мы отрендерили наш гипотетический ролик в SFM и склеили все куски в выбранном нами видео-редакторе (я буду писать для Sony Vegas, так как пользуюсь им уже давно). Осталось создать атмосферу через звуковое сопровождение. С чего начать? Конечно же с поиска звуковых файлов. И здесь есть два пути — один из которых быстрый, дешевый и сердитый, а другой затратный, длинный, но более серьёзный. Первый заключается в том, что искать отдельные необходимые нам звуки через многочисленные базы данных в интернете — такие как findsounds.com, freesound.org и freesfx.co.uk. Все файлы на этих сайтах бесплатные, но тут и кроется главный минус такого пути — качество. В подавляющем большинстве звуковые эффекты с таких сайтов оставляют желать лучшего, да и выбор в целом не особенно широкий. Я рекомендую использовать эти ресурсы только в случае, если вам срочно необходимо найти лишь парочку недостающих звуков. Но что делать, если нам нужно обстоятельно зарядить наш ролик под завязку всяческими стуками, взрывами, дождями и беготней? Да еще и в хорошем качестве? Тогда нам необходим второй путь, затратный и профессиональный. Заключается он в том, чтобы скачивать специальные огромные библиотеки звуков, используемые различными студиями при создании роликов. Размер некоторых коллекций достигает 50 гигабайт, так что придется изрядно подчистить место на своих жестких дисках. Разумеется, что такое сокровище никто за просто так не отдаст, поэтому отдельные студии выкатывают просто непомерные ценники за свои наборы. Но тут попугай на моём плече подсказывает, что многие библиотеки звуков доступны на неких торрентах, и что якобы всё это можно оттуда скачать бесплатно и на большой скорости. Не понимаю, о чём говорит эта глупая птица. Организация. Вот мы и дошли до самого создания атмосферы и звукового окружения. Перед нами раскинулись широкие поля всяческих выстрелов, шагов, шумов и эмбиентов. Как же собрать всё это вместе в удобоваримый вид? На этом этапе я рекомендую завести чёткую структуру вашего проекта в Sony Vegas. Этот редактор поддерживает множество аудио дорожек (больше 10, чего нам вполне достаточно), так почему бы нам не организовать весь процесс добавления звуков на дорожки? Отведите один канал под музыку, другой — под эмбиент (дождь, ветер; шум города, толпы, леса), третий — под шаги персонажей, четвертый — под выстрелы и т. д. Можно под одинаковые типы выделять две и более дорожек — главное сохранять порядок и помнить, на каком канале что находится. Такой способ расположения файлов во время тайминга (подстановка звуков под события в видео) поможет точно определить, какой из эффектов находится не на своем месте или вызывает диссонанс. И не стесняйтесь большого количества аудио-дорожек — для нас четкая структура и организация важнее скорости экспорта видео из программы. Такой подход к работе над саунд-дизайном изрядно поможет вам, особенно при работе над большими проектами. Редактирование звуков. Для обрезания звука, подавления шума, усиления сигнала, добавления эффектов и прочих мелких радостей жизни существует один абсолютный лидер — Audacity. Это просто must-have программа настоящего са-унддизайнера, к тому же она бесплатна. Но я также хочу поговорить о втором варианте, в котором звуки можно настраивать гораздо тоньше и аккуратнее. Это Fruity Loops. И да, это программа для создания музыки, но кто нам мешает использовать все её компрессоры, лимитеры и кучу всяческих сторонних vst-фильтров для производства наших, совершенно уникальных звуков? Мешает прежде всего цена — различные комплекты и версии программы могут стоять от $100 до $1000. Но настырный попугай на моем плече снова что-то верещит про торренты и пиратскую бухту. Пора его уже платком накрыть. Как только вы заполучите в свои руки Fruity Loops, перед вами откроется огромный мир создания звуковых спецэффектов, ибо возможности для этого ограничены только вашей фантазией. Можно свободно добавлять и корректировать эхо, отражение от воображаемых стенок, разворачивать сэмпл задом-наперёд, добавлять дисторшена (distorion), создавать эффекты телефона, рации, приглушенного звука из соседней комнаты, через вокалайзер имитировать голоса инопланетян, роботов и так далее. Также эффекты можно добавлять и в Sony Vegas’e, но там выбор несколько меньше, чем в FL Studio, зато есть все самое необходимое — эхо, реверберация (reverb), дисторшн, эквалайзер и усиление сигнала. На этом всё. Теперь вы знаете как создать и разнообразить звуковую часть своих видео. Удачи!