Один из характерных мотивов современного армянского фильма — размышление. Одна из наиболее распространённых тем, обычно сопутствующая теме пассивного сопротивления невзгодам, — познание героя, что есть он сам, взгляд его на мир вокруг и на себя самого.
Как сложится творческая судьба актрисы Анаит Гукасян в дальнейшем, суждено ли ей повторить свой актёрский взлёт, хотя бы ещё раз вступить в борьбу с собственным амплуа, предсказать невозможно, ибо не всегда ведь в силах актёра сыграть неординарно, если драматург и режиссёр мыслят традиционно, тщательно оберегая свои произведения от всего нового, от реальных жизненных проблем, от назревающих социальных процессов. Посмотреть видеоматериалы про актрису Анаит Гукасян можно на веб-портале http://the-smurfs.ru/.
Во всяком случае, пока она опять вернулась к мудро-терпеливым жёнам, по-матерински опекающим своих детей и мужей так, как делает это Мариам, жена цирюльника и голубятника Акопа («Белые грёзы»). Отметим справедливости ради, что если режиссёр — настоящий мастер, то и в рамках устоявшейся традиции, стилизуя или углубляя её возможности, он может сделать фильм экстра-класса, в котором и актёру найдётся, что сыграть.
Собственно, так и случилось с Анаит Гукасян. Ей посчастливилось, что её кинематографический дебют состоялся именно у Баграта Оганесяна («Осеннее солнце»). Агун до сих пор остаётся лучшей ролью актрисы, хотя и после неё у Гукасян было несколько вполне приличных фильмов, например «Хозяин» или «Земля и золото». Посчастливилось потому, что Оганесян, последовательно создавая все свои фильмы в стиле современного армянского фильма, насыщая их символикой, выстраивая сюжет по замкнутой круговой композиции, замедляя действие до возможного предела, тем не менее предоставляет актёру широкий диапазон для раскрытия его творческого потенциала. Он любит актёра и чувствует его, так же как чувствует нужную атмосферу, настроение, интонацию будущего фильма.
Начиная с «Осеннего солнца» Оганесян больше не делает своего героя рядовым элементом общей темы картины (как это было у него раньше). Теперь герой у Оганесяна не вовлечён в конфликт или событие, но сам является этим событием. Герой становится самоценным. Будучи смысловым центром фильма, он диалектически сложен и принципиально не однопланов.
Ситуации могут быть знакомо однозначными, человеческий характер среди них многосоставен и многолик. Каждая грань характера связана с тем или иным сюжетным ходом, но совокупность происшедшего не исчерпывает всех возможностей и сторон человеческой личности.
Выражаем благодарность интернет-порталу http://samuithailand.net/ за предоставленную помощь и документальные материалы, которые послужили основным материалом для написания данной статьи. Автор статьи Ашот Сумансян, актер армянского театра «АрменСтудия».