По причине своей неплатежеспособности, при отсутствии дальнейшей перспективы либо по каким-то иным весомым факторам юридическое лицо может уйти из предпринимательской ниши независимо от вида деятельности. Это действие определено законодательством как последовательная ликвидация участника финансово-экономического процесса. Владельцы бизнеса должны понимать, что закрытие фирмы не решается одним днем и при этом нельзя допускать ошибок, а также замедлять ход. Не имея в своем штате юриста или желания тратиться на услуги консалтингового бюро, пока еще собственнику дела необходимо самостоятельно представлять каким образом должна проходить такая процедура.
Каждый субъект хозяйствования имеет свою специфику работы, а поэтому возникает ряд моментов, на которые необходимо будет обратить внимание прежде, чем «потопить корабль», и в их числе:
- Организационно-правовая форма и соотношение долей участников-учредителей;
- Наличие имущественных активов, а также возможное их отчуждение по решению суда;
- Взаимоотношения с контрагентами в финансовом плане;
- Существование спорных моментов с трудовым коллективом;
- Обязательства перед кредитными организациями.
Идем по финишной прямой уверенно
Одним из первых действий является официальное принятие генеральным директором (или комиссией) решения о ликвидации фирмы, которое протоколируется, и второй экземпляр передается государственному регистратору. Исполнительный орган проводит реальную оценку состояния предприятия по основным вышеперечисленным пунктам. После уплаты всех долгов и выявления обязательств по строкам актива и пассива выводится ликвидационный баланс. Затем должно последовать письменное обращение в фискальные органы и обязательные фонды о снятии юридического лица с учета, то же касается и лицензирования.
Хлопотное закрытие фирмы влечет за собой окончательную блокировку всех банковских счетов. Не будет лишним уведомить деловых партнеров о прекращении сотрудничества. Проводится инвентаризация фактического наличия ТМЦ, нематериальных активов и основных средств. Массовое увольнение штатных сотрудников в данной ситуации регламентируется законом. Реализация всего имущества идет на покрытие претензий со стороны кредиторов и возмещение расходов учредителей в их процентных долях. Имеющиеся печати и штампы уничтожаются по акту, а документы постоянного и длительного хранения передаются в архив.