Старые концерны.

Из числа второстепенных «старых» концернов в годы войны усилились Фурукава и Асано, ставшие крупными военно-промышленными концернами. Наоборот, концерн Окура, несмотря на благоприятствовавшие ему условия, был оттеснен назад его конкурентами из числа «старых» и «новых» концернов. Жестокое поражение во взаимной борьбе дзайбацу по- , терпели крупнейшие банковские концерны Сибудзава и Кавасаки и некоторые другие, не сумевшие внедриться в военную промышленность и потерявшие вследствие этого контроль над своими банками, которые были поглощены банками «старых концернов».

Кстати, вся инфорамция о футбольном клубе кубань есть на сайте footbaltop.ru

Единственным из банковских концернов, который сумел не только противостоять нажиму его могущественных конкурентов, но и сильно укрепиться в годы войны, был концерн Номура.

Самый крупный из «новых концернов» — «Ниссан» превратился в годы военно-инфляционной конъюнктуры в сильнейшего и опаснейшего конкурента «старых концернов», нобыл в конце концов вытеснен последними из Японии в Маньчжурию, а его оставшиеся в Японии предприятия, будучи объединены в концерн «Хитати», попали в почти полную зависимость от «старых концернов)». Из других «новых концернов» наиболее прочные позиции в военной промышленности удалось завоевать самолетостроительному концерну Накадзима, который с помощью правительственных кредитов стал сильнейшим и влиятельнейшим членом клики дзайбацу. Развита «Нихон тиссо», «Нихон сода» и Мори, которые превратились Б годы военно-инфляционной конъюнктуры в крупные концерны-комбинаты энергохимической промышленности и промышленности цветных и легких металлов, в годы войны, ввиду конкуренции старых концернов, затормозилось. Концерны эти (за исключением «Нихон сода», который фактически перестал быть концерном) пришли к окончанию войны как крупные монополисты в тех отраслях промышленности, в которых они начинали свою «карьеру», но из-за отсутствия собственной кредитной базы и ввиду небольших размеров по сравнению со старыми концернами они для последних не представляли серьезной угрозы и в значительной степени от них зависели. То же самое относится к машиностроительным концернам Кавасаки и «Рикэн».

В связи с американским послевоенным планом «децентрализации дзайбацу» особый интерес представляют происшедшие в годы войны изменения в структуре и организации концернов, Американский план, который мы подробнее рассмотрим в главе VIII, сводился, во-первых, к ликвидации держательских компаний; во-вторых, к разукрупнению других компаний концернов; в-третьих, к ограничению количества акций данной компании, находящихся в руках одного лица; в-четвертых, к запрещению одному лицу занимать руководящие Должности во многих компаниях. Иными словами, американский план представлял собой приспособленное для Японии издание американского антитрестовского законодательства, которое, как известно, «и в какой степени не препятствует непрерывному усилению могущества американских монополий, их контроля над экономической и политической жизнью- США.

Нет, однако, нужды обращаться к опыту США для того, чтобы вскрыть порочный и демагогический характер американского плана децентрализации. История борьбы японских дзайбацу за свое монопольное господство в экономике страны, в особенности их взаимной борьбы в годы подготовки и ведения войны, раскрывает перед нами такое большое умение приспосабливаться к новым условиям, такое многообразие структуры и организационных форм хозяйничанья, которое не оставляет ни малейших сомнений в том, что сами по себе организационные формы не имеют решающего значения для господства монополистического капитала над экономикой страны