В кризис у сетевых компаний рентабельность падает вдвое. Никто не хочет терять деньги, поэтому для руководителей высшего звена крайне актуальным становится вопрос как оптимизировать продажи в кризис. Большинство руководителей выполняют одни и те же действия, из которых мы выбрали самые удачные антикризисные решения для бизнеса.
В кризисные периоды сильнее всего заметно падение спроса на дорогие товары. Это и понятно, все начинают экономить деньги вне зависимости от уровня доходов и накоплений. В продуктовых сетях значительно увеличивается спрос на сезонные овощи, а вот на деликатесы и колбасы, наоборот, падает. Также увеличивается покупательский спрос на хлебобулочные изделия, молочные продукты, яйца, недорогую рыбу, крупы, макароны. Граждане начинают курить более дешевые марки сигарет, отказываясь от привычных прежде дорогих брендов. Продуктовые ритейлеры сокращают свой ассортимент, высвобождая значительные площади и сдавая их в аренду.
Большое падение продаж замечено в сегменте дорогой брендовой одежды, где из-за девальвации рубля резко выросли цены на товары. И ничего удивительного — покупатель не готов платить значительно большие деньги за привычные бренды. Одновременно с падением продаж снижаются и объемы закупок (в среднем закупку уменьшают на 20 до 70%), с рынка уходят часть старых поставщиков, не переживших резкого скачка валюты. Продавцы бытовой техники также сокращают закупки и ассортимент товара.
Какие меры предпринимают торговые сети для выживания в кризис:
- увеличивают количество распродаж;
- сокращают объемы закупок нового товара;
- меняют ассортимент;
- переходят в ценовой сегмент ниже предыдущего;
- сокращают персонал;
- повышают цены;
- пересматривают обязанности сотрудников в сторону их увеличения;
- сокращают транспортные и упаковочные расходы и пр.
Делая скидки, торговые сети стремятся продать максимальное количество сезонных товаров, особенно, когда сезон подходит к концу. Но одних сезонных распродаж сегодня уже недостаточно — необходимы активные действия с накопленной клиентской базой для привлечения клиентов в магазин.
Теперь рассмотрим самые удачные антикризисные решения в порядке занятых мест по эффективности в кризис:
- пересмотр должностных обязанностей — самое простое, наименее трудозатратное и важное решение руководства;
- сокращение логистических и упаковочных расходов;
- оптимизация штата;
- дополнительная реклама товара;
- работа с клиентской базой;
- распродажи и т.д.