ЛУЧШИЙ ЗВУК REALMYST ЗВУКИ ВЕЧНОСТИ

Считается, что вечность молчалива. На самом деле это не так.

География острова Мист проста: со всех сторон его омывает океан времени, и у каждого берега шумят воды разных эпох. Благодаря realMYST мы знаем, как звучит время луны, маяка, вечных эвкалиптов и крепости из стали.

Когда-то звучание предшествовало картинке, шум ветра над безрадостной землей оживлял редкие слайды. С трудом верится, что весь обволакивающий ансамбль realMYST в оригинальном Myst заменяли доморощенные эффекты (хрестоматийный случай с огненным гудением и шумом колес, бегущих по гравийной дорожке). И что они, несмотря на свою примитивность, справлялись с задачей ничуть не хуже рассчитанных в трех измерениях ревербераций realMYST.

В Myst статичные изображения лишь следовали за звуком, в realMYST картинка и гул странных машин за ней стали полноправными партнерами. Но на самом деле секрет прост — это не эхо дикого острова, а отголоски земли вокруг городка Спокан, похожие на голоса вокруг любого маленького городка. Поскрипывание модели в колодце, шум электрогенератора, звуки гулких пещер и гротов. Звуки земли, которую вы могли знать если не в этой, то в прошлой жизни.

Вот звуки вечности. Плеск у пирса со старым кораблем, рев пламени в заброшенном здании с вентилями и шкалами, крик птицы над кирпичной башней и то ли музыка, похожая на ветер, то ли ветер, похожий на музыку.

СОЛОВЬИ С ПРОПЕЛЛЕРОМ

CRIMSON SKIES

Теперь я хорошо понимаю несчастных деятелей киноискусства, фильмы которых присутствуют в девяти номинациях на “Оскар», а получают единственную статуэтку за “Лучший грим массовки». Crimson Skies могла бы с легкостью купить справку на права в Уфе и завоевать почетные призовые места в “Лучшем дизайне», “Лучшем сценарии», даже в “Лучшей графике». Потому как достойна. Но нет, единственное, чем судьба наградила доблестную команду Zipper и их воздушно-корсарский проект, — это медаль “За звуковую отвагу» второй степени.

Что ж, приходится довольствоваться малым. Редкая компьютерная игра может похвастаться высокопрофессиональной работой звукооператора и актеров, задействованных в озвучивании. Crimson Skies попала в число немногих счастливчиков. От начала и до конца, с момента инсталляции и до самой последней миссии, вас сопровождает его аристократическое благородие Воздушный Бой, начинающийся еще до запуска самой игры. Именно так: даже во время копирования на жесткий диск вы находитесь в центре жаркой авиационной схватки — это Натан Захарий и его асы потрошат очередного федерала в паре спикеров вашего компьютера. Притом весьма убедительно: озорно, задорно, со вкусом.

Ведущий актер, играющий роль Натана в нашей компьютерной радиопьесе, тембром и темпераментом весьма и весьма напоминает небезызвестного Брюса Кэмпбелла, одно это дорогого стоит. Уверенным, твердым голосом он без тени сомнения ведет вас сквозь все неурядицы жизни воздушного пирата. Приправленные жизнерадостными комментариями брифинги дают исчерпывающую информацию о предстоящем задании. Что еще более приятно, звуковая поддержка на этом не заканчивается. Натан управляет своими подручными и в воздухе, адекватно и быстро реагируя на постоянно изменяющуюся боевую обстановку. Аудиотрек в Crimson Skies превратился в форму подачи сюжетной линии — крайне оригинальное решение для экшен-симулятора. Это даже лучше, чем мультипликационные ролики: ведь если с помощью видеоряда сюжет скармливается лишь дискретно, между миссиями, то музыкальный баритон Натана Захария остается с игроком в любой ситуации.

Разумеется, все остальные части звуковой палитры игры также находятся на своих высоких местах. Дробный стук авиационных пушек, мощное урчание и возмущенный кашель жадных до авиационного топлива двигателей, свист снарядов, крики подбитых пилотов и снобский акцент агрессивных британцев… Замечательная, необычайно качественная для компьютерной игры работа. Такое качество, скорее, характерно для телевизионной индустрии — кстати, не самый плохой образец для подражания.

ОНА ПОЕТ

AMERICAN MCGEE’S ALICE

В свихнувшемся мире American McGee’s Alice поют самые неожиданные предметы. Там звучат стены, слезы и зеркала.

Я впервые услышала боевой рев ’ Буджума и звук удара розовым фламинго по крикетному мячу. Я впервые слышала, как звучат несуществующие создания, что необычно и удивительно. Но это еще и страшно. Присутствие зла подобно щупальцам, пробившим ходы повсюду в Стране чудес; мы слышим его вдохи и выдохи сквозь червоточины сна.

Нельзя уловить ту грань, где из позвякивания колокольчиков и одышки паровых машин возникают необъяснимо атмосферные мелодии Криса Вренны. Граница размыта, точно во сне, где звуки повторяются, образовывают циклы, знакомые и неуловимые одновременно.

Пещеры American McGee’s Alice наполнены постукиванием, звоном, скрипами и шипением. Звенящий фон похож на трели металлических сверчков. Иногда вторгается что-то еще, и я почти угадываю, что, но догадка оказывается ложной, потому что в ночном кошмаре невозможно определить принадлежность леденящего шороха. В ночном кошмаре тиканье часов способно оглушить, тогда как их бой едва слышен.

Был ли в American McGee’s Alice звук, от которого мурашки бежали у вас по коже? А я прямо сейчас могу вспомнить целую дюжину.