Пьяный Дарт Вейдер, сойдя с трапа, подирижировал оркестром и упал в реку
Мы давно хотели рассказать, зачем придумали рубрику «Наука», но с новостями о стволовых клетках было не до этого. Время пришло: от человечества нельзя больше скрывать, что световые мечи существуют, также как и стоимость разработки мобильного приложения которая колеблется в зависимости от сложности приложения.
Физики из Центра ультрахолодных атомов при Гарвардском университете (мы почему-то не можем отделаться от мысли, что он секретный и располагается в скале в виде головы безумного ученого) почти придумали, как сделать световой меч из «Звездных войн». Исследователи, работающие под руководством нашего соотечественника Михаила Лукина, создали принципиально новую форму материи, заставив лишенные массы фотоны вести себя так, как будто они самые обыкновенные атомы какого-нибудь азота или кислорода. Если из школьного курса физики ты помнишь только огромное декольте Елизаветы Леонидовны, то скажем, что фотоны — это переносчики света, разлетающиеся от лампочки со скоростью… правильно, света. Мало того, что за фотонами не угнаться, они еще и не взаимодействуют друг с другом. Так что построить из них меч, который с веселым треском отталкивается от мечей врагов, невозможно. Точнее, так считалось до выхода работы Лукина. Чтобы изменить привычки фотонов, ученые по одному запускали их в охлажденное почти до абсолютного нуля облако рубидия. Ниже этой температуры не может остыть ничто во Вселенной, и на таком холоде атомы и молекулы почти перестают двигаться. Влетая в ледяное облако, фотоны замедлялись, отдавая свою энергию замерзшим атомам и тем самым возбуждая их. Ученые обнаружили, что, когда они запускали в облако два фотона, частицы света выходили наружу вместе, как будто были частями одной молекулы. Другими словами, что-то в облаке заставляло фотоны взаимодействовать. Это что-то оказалось фундаментальным физическим принципом, который ученые для простоты называют блокадой Ридберга. Когда какой-нибудь атом возбужден, другие атомы поблизости возбудиться уже не могут. То есть первый фотон заходит в облако и воздействует на одинокий атом рубидия. Пришедший следом фотон тоже не прочь на кого-нибудь повоздействовать, но из-за блокады Ридберга не может этого сделать. Он дожидается, пока его предшественник продвинется вперед, и быстро возбуждает освободившийся атом. Со стороны это выглядит так, как будто два фотона подталкивают и тянут друг друга, двигаясь сквозь облако в связке. Лукин считает, что в перспективе, хотя и очень далекой, из таких фотонных молекул можно построить трехмерные кристаллы (он, конечно, хотел сказать «световые мечи», но, видимо, оговорился). Пока же исследователи планируют использовать новый вид материи в квантовых компьютерах — супермодных устройствах. Хотя их еще толком не существует, занимающиеся ими ученые уже освоили гранты в размере бюджета какой-нибудь африканской страны.
В копилку умных слов
Каждый месяц мы объясняем значения редких слов, которые при употреблении помогают читателям выглядеть умнее и энигматичнее.
№ 60. Какография — упражнение по обучению грамотности, предлагающее исправлять ошибки в написанных словах. Неправильно: Стены старейшей подворотни Москвы покрывала затейливая какография. Правильно: Всего после пяти сеансов какографии следователь Махровый научился составлять протоколы без ошибок.