Как подружить родителей!

Каждое утро мы отдаём ребёнка в школу и вздыхаем с облегчением: всё, ближайшие 5-6 часов ответственность за него несёт педагог. Значит, можно заняться своими взрослыми делами. А позже думаем: почему не складываются взаимоотношения отцов и детей? Оказывается, всё дело именно в этом — в нашем желании самоустраниться от школьной жизни отпрысков. Вы спросите: «Какая тут связь?»

 

Каждый родитель, отправ­ляя ребёнка в 1-й класс, заранее расспрашивает об учителе. В свою оче­редь, учителя ещё на под­готовительных курсах пригля­дываются к родителям: на кого можно будет положиться в будущем, у кого лидерские качества ярко выражены…

— Моя главная задача, — го­ворит Юлия Николаевна, — привлечь к школьной жизни их всех. Или почти всех (с поправкой на то, что порой кто-то катего­рически не хочет ни в чём участвовать). Дальше порядок действий такой.

ШАГ 1: На первом родительском собрании делим всех родителей на группы по 5 человек (по принципу «звёздочек», на которые был разделён каждый 1-3-й класс в советской школе). Сначала, конечно, в группе работают не все. Но по­том, как показывает практика, и остальные втягиваются. Дети ведь очень гордятся тем, что их родители хорошо себя проявляют, поэтому тех, кто сначала пытается ни в чём не участвовать, теребят: «У Пети мама вон что сделала, а ты что же?»

Каждая такая «звёздочка» за что-то отвечает: кто-то — за подготовку Дня осени, кто-то — за новогодний праздник. Убрать и укра­сить класс, купить подарки, торт… Да мало ли дел! А когда все они разделены между всеми, получается легче и интереснее.

Конечно, родители, бывает, между собой ссорятся — не без это­го. Но когда все связаны общим де­лом, приходится находить компро­мисс и во взаимоотношениях.

А вот родительского комитета как такового у нас как-то не полу­чается. Вернее, есть мамы, которые входят в совет школы, и папы -в совет отцов. Но это как отдель­ная обязанность.

Интересный факт: если в 1-2-м классе деление на «звёздочки» ве­дётся по алфавиту, к 3-4-му классу, когда и дети, и родители уже меж­ду собой хорошо знакомы и сдру­жились, делим их по дружбе.

ШАГ 2: 1 сентября мы по тради­ции едем на экскурсию, причём обязательно дети вместе с родите­лями. Сначала — по Москве. Поз­же (когда ребята станут постарше) по России: Кострома, Ярославль, Мышкин, Мартыново. Эти поезд­ки не только открывают для детей родной город и страну, но и роди­телям — их собственных детей.

Ведь порой маме очень полезно посмотреть, как её ребёнок обща­ется со сверстниками и учителями. В результате очень многие роди­тельские типичные вопросы (кон­фликты со сверстниками, с учите­лями) снимаются сами собой.

Помню, мы с классом в Тулу по­ехали. И с нами была мама маль­чика, которая до этого никогда в поездках участия не принима­ла. Она потом ко мне подошла: «Неужели он себя ТАК всегда ве­дет?» В общем, у неё глаза откры­лись. А если бы я на ребёнка стала жаловаться до того, как она своими глазами всё увидела, вряд ли мама поверила бы. У родителей, кото­рые наблюдают своих детей и чу­жих, всегда появляется возмож­ность анализировать, сравнивать.

Иногда мы даже дни рождения детей в поездках отмечаем, если даты совпадают. Тогда по секрету от именинника готовим малень­кие подарочки и для него, и для его мамы (папы, бабушки — смотря кто в поездке с ним будет): каждый из ребят — от себя.

На протяжении всех 4-х лет учёбы экскурсии раз в месяц мы проводим обязательно. И не всег­да это дальние поездки: у нас рай­он спальный, поэтому родителям порой просто некогда вывозить детей в музеи, театры, на прогул­ки по городу — до всего далеко.

Приятно, что спустя какое-то время родители с детьми начинают уже и без учителя встречаться: созваниваются и договариваются, например, все вместе на роликах покататься.

ШАГ 3: По моей просьбе роди­тели приходят на классный час и рассказывают о своих професси­ях. Однажды, например, дедушка-адмирал приходил — рассказывал о службе на подводных лодках. Де­тям так понравилось, гак слушали! Потом многие родители захотели гоже прийти.

Была у нас бабушка — препода­ватель английского на пенсии, — ко­торая выучила к празднику с деть­ми 12 песенок на английском языке. Родители были в восторге, когда их дети вдруг запели по-английски!

Одна мама-фотограф не просто о своей профессии рассказыва­ла — она на выпускной в 4-м клас­се сделала для каждого ребенка фо­тоальбом: как рос эти 4 года, как менялся.

Галина Норейко, классный руководитель 5-го класса: — В 5-й класс ученики приходят в смешанном соста­ве. И мам, которые привыкли всё брать на себя, видно сразу: они по привычке активно включаются в работу. Но потом, когда понимают, что остальные всё на них свалили, быстро сдуваются. А жаль — начинается пере­ходный возраст, и те, кто привык к коллективным вы­ездам с родителями, к тому, что мама активно в жизни класса (а значит, и в его собственной жизни) участвова­ла, контакта с родителями и в этот период не теряют. И значит, наркотики, спиртное — всё то, что поджидает подростков, — таких детей не дождутся: от грехопаде­ния в этом ужасном возрасте их удерживает интерес ко всему новому: и к Пензе с Тарханами, и к Парижу. Если же этот интерес вовремя не заложен, потерпев­шими будут все: и семьи («Я уже взрослая и в твоих со­ветах не нуждаюсь!»), и дети, которые подменяют но­вые впечатления пивом во дворе и в подъезде, и школа (с неизбежной статистикой правонарушений). И ещё: родители, когда они живые и контактные, -неконфликтные. Они видят работу учителя изнутри и уважают её. А учителя взамен их ценят и любят. Конечно, то, о чём рассказывает учитель начальных классов, — большая редкость: далеко не каждый пе­дагог готов тратить столько времени. Но ведь и роди­тели сами вполне могут всё организовать. Главное -понимать: надо участвовать в жизни детей, пока им, детям, это ещё нужно.

ШАГ 4: Родители вместе с ребён­ком готовят проекты. Например, «Город будущего» из бумаги. Или по группам ставили сказку Чу­ковского и при этом рассказыва­ли о биографии самого писателя.

Родители активно включились в работу. Выдумывали, кто что мог. Одна группа, например, пре­вратила стихи Чуковского в рэп. После минувшего лета рассказы­вали, кто как его провёл.

Родителям было, кстати, ин­тересно послушать, что именно их детям особенно запомнилось. А в начале сентября отправились всем классом в Коломенское. За­дание было — по итогам поездки сделать фоторепортаж.

ШАГ 5: Поскольку все родите­ли хорошо знакомы и с учителем, и между собой, они часто обме­ниваются книжками по детской психологии. Или читают то, что посоветует учитель. А потом -на родительских собраниях — об­суждают прочитанное.