Куда уходят майя

Как бы ни были изучены древние культуры (цивилизации), их письменность, нравы, обычаи, системы поклонений, всегда найдётся нечто новое и удивительное для восприятия современного человека. Моё путешествие по Мексике предполагало десятидневное передвижение на автобусе из Мехико в Канкун, с севера на юг. На закате дня я прибыла в индейскую деревню, расположенную в горах. Ещё в автобусе гид предупредил, что туристы не должны фотографировать индейцев без их согласия, иначе придётся иметь дело с местной полицией. В деревне свои законы, она живёт своей жизнью как отдельное государство в государстве Мексика. Индейцы верят, что, если их сфотографируют, их души окажутся в фотокамере. В деревне есть католический храм очень необычный: на фасаде на ярко бирюзовом фоне лепнина в форме цветов и бабочек. Странное чувство возникает, когда находишься внутри храма. Это ощущение смешения культур, нравов, значений символов и архетипов. Некая сумятица происходит в голове, когда видишь скульптуры католических святых, и на груди у каждого из них висят по два небольших зеркала. Считается, что, посмотрев в них, святой исцеляет человека. На мраморном полу в церкви разбросаны сосновые иголки — так символически выстилается дорога к богу. Индейцы полагают, что потусторонний мир духов символизируют корни дерева, настоящая жизнь человека — это ствол дерева, а верхушка, листва — дом Бога. И самое интересное и необычное происходит у алтаря: на полу возле шамана разместилась многочисленная индейская семья. Шаман — главный в церкви. Он лечит с помощью общения с духами. К вечеру шаман может быть пьян. Да, не удивляйтесь! Потому что люди, чтобы отблагодарить, приносят ему сумки с едой и текилой. Рядом с шаманом лежал петух — жертвоприношение. А шаман держал за больные щиколотки мужчину, по-видимому, главу семейства. В общем, зрелище более чем необычное. При этом девять из десяти мексиканцев считают себя католиками, хотя мексиканский католицизм содержит множество элементов дохристианской религии, в чём я убедилась, побывав в этой деревенской церкви, сочетающей в себе вещи, казалось бы, несовместимые. 1 и 2 ноября мексиканцы празднуют День поминовения усопших. В эти дни могилы украшают множеством цветов, приносят еду и напитки, которые усопший любил при жизни.

В доме умершего устраивают алтарь с его фотографией, любимыми предметами, украшают цветами, фруктами и сахарными фигурками. Алтарь оставляют на месяц, в течение этого времени духи мёртвых должны прийти. Считается, что умершие питаются запаха-ми. Повсеместно накануне дней поминовения мексиканцы приводят в поря-док могилы, расписывают их яркими красками, изображая святых, цветы, орнаменты. Возможно, так живые избавляются от страха смерти, кто знает. Глядя на эти жизнерадостные композиции с раскрашенными скелетами и жёлтыми бархатцами, умиляешься и испытываешь, как ни странно, оптимистические чувства. Мой рассказ будет неполным, если не упомянуть о великих пирамидах ацтеков и майя. Поражает, что все пирамиды были оштукатурены и покрашены минеральной красной краской. В настоящее время мы видим только каменную кладку с кое-где сохранившимися барельефами и скульптурами богов, самый главный бог Кетцалькоатль — бог дождя. В Мексике пирамиды сложены из камней гораздо меньших, чем в Египте. Некоторые покрыты резным орнаментальным крестом, изображающим оперение бога Кетцалькоатля, то есть пернатого змея. Волна (вода) изображалась в виде греческого меандра. Очень многие пирамиды разрушены зарослями джунглей. Я мечтала увидеть огромные древовидные кактусы, с которыми ассоциируется Мексика. И моё любопытство было удовлетворено.

Я видела из окна автобуса лес кактусов, перемежающихся кустарником и лиственными и хвойными деревьями и редко пальмами по обе стороны от горной серпантинной дороги.

Пейзаж поистине сюрреалистический для европейского глаза. И вот долгожданная остановка, чтобы сфотографировать кактусовые деревья. Заметив, что колючки редко расположены по телу кактуса, я, поддавшись порыву создать редкий кадр, залезла на чудо природы — пятиметровый кактус. И он, будучи «приветливым», тоже пожал мне руку, буквально «укусив» колючкой за палец. Слезая, увидела, что кактус окружён горками скорлупы от змеиных яиц, и похолодела. Но благо что ноябрь — сезон не для змей, а для туристов. Обнаружив на руках множество колючек, я не придала этому особого значения. А через несколько дней один из пальцев распух и стал болеть. Медбратья-индейцы уже было хотели устроить жертвоприношение, попросту отрезать палец, потом обработали какой-то мазью, и палец благополучно вернулся в Москву.

Мексика — страна удивительная, и посетить её стоит.

Мексиканцы — люди весёлые и дружелюбные.

Очень красивы фрески кисти Диего Риверы в Доме правительства в Мехико. Его работы поражают размерами, масштабностью, интересными композициями на темы доколумбовой Мексики, истории её колонизации, развития ремёсел, сельского хозяйства и политики.