Разные стороны цвета

 

АКТРИСА И УБЕЖДЕННАЯ БРЮНЕТКА ОЛЬГА ДЫХОВИЧНАЯ — О ТОМ, КАК ПО ВОЛЕ СЛУЧАЯ СТАЛА БЛОНДИНКОЙ И ПРОЗРЕЛА.

Я всегда относила себя к принципиальным брюнеткам и на блондинок, особенно крашеных, смотрела свысока. Светлые волосы от природы — это еще, можно сказать, бремя судьбы, но ненатуральная блондинка! Это же примитивное заигрывание с мужским интересом! Настоящая женщина должна быть брюнеткой, уметь снимать квартиры посуточно в Липецке, с сильным характером и интеллектом, склонной к сардонической язвительности. Оставляющей незабываемый след в жизни мужчин. У которой каждый день — борьба: вечно что-то доказываешь, лезешь на рожон, бравируешь…

И тут наступил день икс. Режиссер Ангелина Никонова позвала меня сыграть главную роль в ее новом фильме Welcome Home, премьера которого намечена на эту осень. Моей героиней стала бесшабашная Саша из Омска, которая переехала в Нью-Йорк в поисках новой жизни. Снимали в Америке, и для роли надо было сменить цвет волос на пергидрольно-белый. Надо ли говорить, что в салон в Бруклине я пришла на ватных ногах. Вспотевшими ладошками открыла айфон и показала мастеру Тильду Суинтон — это единственная блондинка, которую я уважала. «Хочу вот так», — сказала я.

Семь часов — и я блондинка. И вы не поверите — так легко и славно на душе, ни одно противоречивое чувство не омрачает внутреннего спокойствия! Я ощущаю себя свободной от тяжелой необходимости все время стоять на цыпочках, быть с прямой спиной, всегда держать удар. Сколько же лет прошло даром!

Вместе с белыми волосами моя героиня Саша подарила мне выбритые виски, цветные лосины и пятнадцатисантиметровые каблуки, кожаные шорты, маленькие курточки с меховой опушкой, фиолетовое боди, кружевные странные детали женского гардероба. Мне это пришлось не только надеть, но и полюбить. Это вообще счастье актерской профессии — ты можешь отправиться в психологическое путешествие внутрь самой себя. И я поплыла к этому Новому Свету и обнаружила там, внутри, блондинку.

Конечно, такое могло случиться только в Нью-Йорке, открытом городе. В Москве нужно все время соответствовать — возрасту, статусу, социальной принадлежности. Город зажимает тебя в рамки шаблона, я чувствую страх общества перед индивидом. В Нью-Йорке общество позволяет тебе быть тем, кем ты хочешь. Не оборачиваются, если у тебя розовые волосы или ты идешь на руках. Вернувшись в Москву, я утратила все элементы Сашиного «я» — ушли сначала лосины, потом розовые футболки и джинсовые шорты. В гардероб вернулась черно-белая гамма. Но светлые волосы по-прежнему со мной.

Я поняла, что Саша — это панк, все эти годы живший внутри меня. Я была успокоившимся человеком, который опирается на понятные вещи, когда приоритетом становится комфорт. Это приходит одновременно с возрастом, социальным статусом и усталостью от жизни: в какой-то момент ты просто не можешь все время быть на передовой. И ты делаешь шаг назад. А Саша, как панк, ворвалась в меня и сказала: «Йоу! Ты еще можешь здесь пошустрить». Теперь я точно знаю, что такой отважный шаг необходим каждой тридцатилетней женщине.

Я поняла, что я гораздо шире, чем о себе думала. Оказывается, я могу быть расслабленной, легкой, наивной, не претендующей на многое. И давать себе право на ошибку. А в образе блондинки любые ошибки кажутся очаровательными. Блондинка — это непредсказуемость, свобода, спонтанность — вода, которая бежит и заставляет людей ею любоваться. Брюнетка — это часто воля, напор, интрига. Свою свободу они отвоевывают, а блондинки ее просто берут.

Однажды мне на глаза попалась старая фотография конкурса красоты во Франции, в котором участвовала Катрин Денев. Еще брюнетка. Среди нескольких десятков лиц ее просто не замечаешь — еще одна симпатичная мордашка. Карьера Денев началась только в тот момент, когда она стала блондинкой — то ли это по чьему-то дружескому совету, то ли по собственному интуитивному прозрению.

Еще пример: несколько лет назад в Мексике мы снимали документальный фильм. Нас сопровождала пятидесятилетняя чиновница Инесса — эффектная блондинка. Высокая, статная, с вздымающейся грудью. Мужчины перед ней трепетали. И вот мы едем в один из городов по горному серпантину, который оказывается перекрытым полицией. Надо возвращаться, а это несколько лишних часов. На Инессе в тот день был бархатный леопардовый комбинезон, прикрытый шелковым тренчем: невозможное сочетание красок и форм. И вот она выходит из машины и идет к троим мексиканским полицейским, — упитанным и ленивым. Их разговор длился не больше минуты — белая волна волос и обтянутая леопардом грудь сделали свое дело. Проезд был открыт.

Оказавшись в доме Инессы, я увидела семейные фото на трюмо. Милая девочка с темными кудряшками, скромная школьница с темной косой, старательная студентка с короткой темной стрижкой. И вдруг — через год — эффектная блондинка сидит в кабинете у губернатора штата.

А дальше — череда семи мужей, дети, поклонники. Новый сценарий и характер.

В жизни блондинок вообще все иначе. Есть, например, звук, с которым не знакомы брюнетки. Это такое присвистывание, как кошек подзывают, странный звук. Когда я услышала его впервые, не сразу догадалась, что это в мой адрес. Блондинки меня поймут.

Когда я уезжала из Москвы на съемки фильма в Нью-Йорк, мне нужно было собрать чемодан на четыре месяца. Делая это, я возненавидела всю одежду, которую в него положила: мне хотелось чего-то нового. И я пообещала себе устроить шопинг сразу после приезда, но когда я перекрасилась, мне не пришлось этого делать — надоевшие вещи получили новую жизнь, даже стали иначе сидеть, я снова нравилась себе в зеркале.

В нашем фильме, который выходит в прокат в сентябре, показана усталость женщины от вечных обещаний человека, с которым она живет. Героиня понимает, что единственный способ разрешить ситуацию — это изменить себя. И она начинает с прически. Вернусь ли я к своему натуральному цвету? Не знаю. Одно из важнейших качеств всех блондинок — спонтанность — теперь и мое. Я приобрела право быть неожиданной и никому его не отдам.