Переход к ВМ четвертого поколения был обусловлен желанием фирм упростить и удешевить ЛПМ, программный механизм и процессор. Вместе с этим происходило усложнение и улучшение работы электроники ВМ. Основной недостаток счетчиков реально
го времени — невозможность работы на чистой, не записанной ленте — был устранен вводом дополнительного устройства — счетчика оставшейся ленты (Remain). С помощью локационных устройств измеряются скорости вращения подкатушечников во время рабочего хода и при перемотке, а математический процессор по заданной программе и указанной толщине ленты (кассеты Е-180, Е-195, Е-240, Е-300) вычисляет с очень высокой точностью время до конца ленты. Погрешность работы такого устройства, например в ВМ «Panasonic NV-SD570», составляет всего несколько десятков секунд. Кроме того, это устройство позволило реализовать сверхвысокоскоростную турбо-перемотку, когда в начале режима перемотки и с приближением к концу ленты в кассете скорость перемотки, соответственно, плавно увеличивается и замедляется, а остальное время перемотки проходит на очень высокой скорости в турборежиме. Однако, следует заметить, что при этом совершенно недопустимо использование кассет с поврежденной или чем-то запачканной лентой, так как сильный динамический удар вызывает разрушение ВГ.
Про второй важнейший узел ЛПМ — механизм заправки кассеты и ленты — никаких конкретных подробностей привести нельзя, поскольку для нескольких поколений ВМ и при обилии фирм, выпускающих ВМ, имеется огромное количество различных механизмов заправки. Почти каждый год появляются модернизированные механизмы заправки даже у одной и той же фирмы.