История выпуска катушечных ч/б магнитофонов

По мере развития и совершенствования форматов профессиональной аналоговой магнитной видеозаписи к концу 60-х гг. появилась возможность выпуска бытовых черно-белых катушечных ВМ достаточно хорошего качества записи, например «ВК-100» фирмы Grundig. Примерно в те же годы в СССР выпускались катушечные черно-белые бытовые видеомагнитофоны «Электроника-видео» (переносный видеомагнитофон, выпускаемый в комплекте с чернобелой телекамерой), «Электроника-502» (настольный видеомагнитофон с сетевым питанием) и «Электроника-Л-1-08».

Поскольку при использовании в быту кассетные магнитофоны удобнее катушечных, а это уже было всеми признано в аудиотехнике, то быстро начали разрабатываться и кассетные ВМ. Кассета предохраняет ленту от царапин и загрязнений, ее проще хранить и заправлять в аппарат. К тому же быстрое совершенствование электроники и технологии производства высококачественных магнитных лент позволило подготовить выпуск уже не черно-белых, а цветных кассетных ВМ. Пути создания кассетных ВМ и конкурентной борьбы ведущих мировых фирм полностью повторили пути разработки аудиокассетных магнитофонов, о чем выше рассказывалось, причем еще с большим драматизмом. Каждая из фирм шла своим путем, создавая все в тайне от других. Таким образом, в течение первых лет 70-х гг. появилось довольно большое количество лентопротяжных механизмов (ЛПМ) и форматов бытовой записи, имевших как определенные достоинства, так и недостатки.

Фирма Sony выпустила кассетные ВМ «U-matic», работающие на ленте 19 мм и послужившие основой для профессиональных кассетных ВМ. На рис. 16 показана схема заправки магнитной ленты вокруг барабана вращающихся видеоголовок. Как видно, заправка ленты из кассеты с копланарным расположением катушек осуществляется путем достаточно длинной U-образной траектории перемещения петли ленты вокруг блока видеоголовок (БВГ). В табл. 2 приведены параметры форматов «U-matic» кассетной видеозаписи.

U-формат Н — широкополосный кассетный, разностороннего профессионального применения, включая видеожурналистику. В нем применяют два размера видеокассет, меньший используется в компактной переносной аппаратуре.

U-формат SP — улучшенный вариант предыдущего формата. В обоих происходит композитная видеозапись, сигнал цветности переносится ниже сигнала яркости по шкале частот.

 

В начале 70-х фирма Grundig вместо катушечного «ВК 100» массово выпускает цветной кассетный ВМ «ВК 2000» нового формата, получивший позже наименование VCR (Video Cassette Recorder), а в 1977 г. — новый аппарат «VCR 4000». В ВМ VCR, ставшим европейским стандартом, была использована коаксиальная кассета, в какой-то мере похожая на самую первую аудиокассету «Cartridge» (см. рис. 16), с тем, конечно, отличием, что использовался не бесконечный рулон ленты, а две катушки с лентой 12,7 мм (приемная и подающая), стоящие сносно друг над другом. За счет этого в два раза уменьшалась длина кассеты, но также в два раза увеличивалась ее толщина. Схема заправки ленты приведена на рис. 17.

U-формат Н — широкополосный кассетный, разностороннего профессионального применения, включая видеожурналистику. В нем применяют два размера видеокассет, меньший используется в компактной переносной аппаратуре.

U-формат SP — улучшенный вариант предыдущего формата. В обоих происходит композитная видеозапись, сигнал цветности переносится ниже сигнала яркости по шкале частот.

В начале 70-х фирма Grundig вместо катушечного «ВК 100» массово выпускает цветной кассетный ВМ «ВК 2000» нового формата, получивший позже наименование VCR (Video Cassette Recorder), а в 1977 г. — новый аппарат «VCR 4000». В ВМ VCR, ставшим европейским стандартом, была использована коаксиальная кассета, в какой-то мере похожая на самую первую аудиокассету «Cartridge» (см. рис. 16), с тем, конечно, отличием, что использовался не бесконечный рулон ленты, а две катушки с лентой 12,7 мм (приемная и подающая), стоящие сносно друг над другом. За счет этого в два раза уменьшалась длина кассеты, но также в два раза увеличивалась ее толщина. Схема заправки ленты приведена на рис. 17.