Как сказал Стив Бланк, бизнес-план – это такой документ, написать который инвесторы всех заставляют, но который никто не читает.
Конечно, выглядит довольно солидно бизнес-план возникшей идеи на несколько страниц, детальный, проработанный. И некоторым, возможно, больше внушает доверия – стопка бумаги ведь предполагает, что не только есть идея, но и вложено время, силы, проведено исследование конкурентов, рынка и так далее.
Но насколько для бизнеса в IT сфере это актульно? Пока бизнес-план стартапа пишется, наблюдается и исследуется рынок, в это время другой командой, скорее всего, уже реализуется аналогичная идея, у которой вообще не было бизнес-плана. Или же этой командой проводится «разведка боем», так как ресурсы у нее на это есть. Достаточно быстро меняется IT рынок, по сравнению с рынками традиционными, поэтому бизнес-план часто устаревает раньше, чем его успевают завершить.
Более быстрый и простой вариант, бизнес-план в противоположность «на салфетке», который в себя включает лишь основные тезисы, в основном, описание проблемы, которую планируется решить плюс ответ на самый основной вопрос – «где же деньги».
Но есть ещё и ряд инструментов, которые находят компромисс между «салфеткой» и детальным планом, к которым можно отнести: Канва Бизнес Модели, Оценочная таблица и SWOT анализ.