Как снимали эпизод аварии
…По блестящему от дождя асфальту мчится машина. В кабине, рядом с шофером Александром Румянцевым — девушка, с которой он случайно познакомился в пути. Она задумчиво напевает…
…Внезапно на дорогу выбежала девочка с синим бантом. Румянцев резко нажал тормоз. Машину занесло, протащило «юзом», и на всем ходу она врезалась в каменный забор…
Этот эпизод аварии из кинофильма «Дело Румянцева» снимали по частям, в двух местах фотоэпиляция верхней губы.
В солнечный летний день автоинспекторы перекрыли большой участок Ланского шоссе под Ленинградом. Здесь, на фоне заранее построенной бутафорской стены, сняли кадр «юза».
Аппарат установили на обочине дороги. За руль грузовика сел опытный шофер Сергей Мозжухин. Он разогнал машину по шоссе и резко затормозил. Машину развернуло и «юзом» протащило мимо аппарата. Оператор М. Ма гид, смотревший в глазок камеры, нашел, что кадр получается неплохо. Решили снимать. Мозжухин вновь разогнал машину, дал тормоз в отмеченном месте… Все, казалось бы, было предусмотрено… И вдруг… То ли машина шла теперь с большей скоростью, то ли по другой причине, но ее так занесло, что она сшибла телеграфный столб и помчалась прямо на аппарат.
Поглощенный съемкой оператор не подозревал о грозившей ему опасности до тех пор, пока ассистенты быстро не оттащили его от опасного места.
Столб, к счастью, упал рядом с аппаратом, а шофер успел в последний момент вывернуть руль, и машина пронеслась мимо. Аппарат же продолжал работать и кадр был снят.
Для того, чтобы снять другой кадр, когда машина врезается в стену, на одном из стадионов построили несколько секций каменного забора толщиной в полтора кирпича.
Теперь за руль самосвала, побывавшего в аварии (жалко было уродовать хорошую машину), сел другой опытный шофер — Евгений Плюхин.
Кинематографисты позаботились, чтобы во время этой рискованной съемки водитель находился в максимальной безопасности. Его грудь защищал костюм фехтовальщика с металлическим каркасом, на голову надели авиационный шлем, на руки — перчатки хоккейного вратаря со щитками на пальцах. Чтобы защитить лицо шофера от возможных осколков, перед ветровым стеклом внутри кабины приварили тонный железный лист с прорезями для глаз.
За стеной, в которую должна была врезаться машина, стояло четыре съемочных аппарата в деревянных щитах и с дистанционным управлением, позволявшим включать их на расстоянии.
Перед съемкой и кинематографисты, н шофер немало поволновались, но техника безопасности не подвела. Разогнавшись на поле стадиона, водитель направил машину в стену. И хотя машина была окончательно разбита, шофер остался невредим, а кадр получился замечательно.
На экране эпизод аварии идет всего 12 секунд, а снимали эти кадры несколько дней.