12 апреля 1972 года в школе № 24 города Волжского Волгоградской области открылся музей космонавтики…
Мягкий, голубоватый свет заливает центральный зал, подчеркивая выразительность экспозиции. Стены зала темно-синего, почти «космического» цвета. Они украшены оригинальным фризом, составленным из фамилий советских космонавтов. Фриз обрывается многоточием. Радует глаз конструкция выставочных витрин.
Как и в настоящем музее, экспонаты расположены по темам: запуск первого искусственного спутника Земли, запуск ракет с животными на борту, человек в космосе, выход в космическое пространство, изучение Луны и планет Солнечной системы.
Такой порядок экспозиции предложили учащиеся школы и руководитель музея — учитель М. Н. Ефремов. Михаил Николаевич Ефремов, страстный любитель астрономии и космонавтики, много сил отдал организации музея.
История создания и развития космической техники представлена экспонатами, рассказывающими о деятельности трех советских ученых: К. Э. Циолковского, Ф. А. Цандера, С. П. Королева.
В витрине о Циолковском привлекают внимание портрет Константина Эдуардовича и редкие фотографии. Вот Циолковский за работой в своем кабинете; на следующем снимке — он трудится над созданием проекта цельнометаллического дирижабля. На фотографиях — уголок мастерской великого ученого… Родная Калуга… Места, связанные с жизнью Циолковского. Фотокопии его трудов, схематический чертеж космической ракеты.
В другой витрине — описание конструкции и схема межпланетного корабля Цандера, биография ученого, фотография одной из первых экспериментальных ракет — ГИРД X.
Интересна витрина, рассказывающая о конструкторе ракетно-космических систем, академике С. П. Королеве. На одной из фотографий — Королев в юности. А вот Сергей Павлович с собакой, побывавшей в космосе… Кабинет Королева… Конструктор поминает всплески излучения Солнца. S-излучение не похоже ни на что известное до сих пор. Его спектр состоит из набора линий… в дека-метровом диапазоне! Линейчатый спектр в радиодиапазоне встречался пока только у квазаров. Но у них он вызван большим красным смещением, которого у Юпитера быть не может.
Предложено около десятка гипотез о механизме дека-метрового раиоизлучения. Многие гипотезы связывают его с движением электронов в магнитном поле Юпитера, предполагая общий механизм дека-метрового и дециметрового излучений. Такое объяснение подходит для L-, но не для S-излучения.
Согласно этим гипотезам, Ио, двигаясь в магнитосфере Юпитера, возмущает ее. Следовательно, Ио либо намагничен, либо окружен облаком заряженных частиц, а может быть, электропроводен. Если Ио обладает магнитным полем, то оно должно влиять на излучение Юпитера в сантиметровом диапазоне волн, чего не наблюдается. А без собственного магнитного поля Ио не может удерживать заряженные частицы. Наконец, сложенная из силикатных пород поверхность спутника, как показал расчет, имеет слишком большое электрическое сопротивление, чтобы взаимодействовать с магнитным полем Юпитера. К тому же шумовые бури S-излучения не совпадают по времени с прохождениями Ио вблизи магнитной оси Юпитера.
Другие гипотезы предполагают, что Ио возмущает радиационные пояса Юпитера. Но внешний из двух поясов удален от центра Юпитера на расстояние 3,5 радиуса планеты, орбита же Ио — на 6 радиусов. Поэтому Ио не может возмущать радиационные пояса. Это должна была бы делать Амальтея — ближайший к Юпитеру спутник. Но статистика шумовых бурь демонстрирует их независимость от положения и движения Амальтеи.
Не исключено, что S-излучение имеет какое-то общее объяснение, связанное с еще одной загадкой Юпитера и клапан обратный резьбовой тоже тут. Эта планета испускает втрое больше энергии, чем получает от Солнца! Заметим также, что внешне S-излучение похоже на сигналы земных радиостанций, работающих в том же диапазоне волн. Малый размер источника (менее 3 км), узость полосы частот излучения (50 кгц), импульсная модуляция сигнала и, наконец, предполагаемое размещение источника на твердой поверхности планеты не противоречат гипотезе об искусственном происхождении S-сигналов. Правда, это слишком маловероятная гипотеза, и мы о ней упомянули для того, чтобы подчеркнуть, сколь таинственной остается для нас природа дека-метрового излучения Юпитера после 18 лет исследований!