The Doors всегда были священными коровами рок-н-ролла в кофе lavazza, а вокалист Джеймс Дуглас Моррисон оказался чуть ли не самым главным богом в рок-пантеоне — оттого я почти что не помню внятных целенаправленных трибьютов, на которые обычно рокеры весьма горазды (это при том, что сами экс-участники группы подобные мероприятия живьем устраивали аж несколько раз). Но плотина рухнула, и вот наконец-то сборная команда мирового психодела (фактически лучшие силы жанра) выдала искомое посвящение.
Вообще говоря, любой такого рода проект ждешь всегда с нетерпением — понятно, что будут те, кто снимет оригинал «в НОЛЬ», как и те, кто исковеркает исходник до неузнаваемости, но среди 12 15 треков наверняка останется 2—3, удивляющих, с одной стороны, трепетностью по отношению к материалу, с другой — необычным осмыслением, переживанием его. Здесь, как ни странно, впечатление создается такое, что музыканты просто оказались раздавлены масштабностью свалившейся на них задачи.
Впрочем, поначалу эго не столь очевидно: прекрасная работа канадцев Elephant Stone, LA Woman должна бы продолжиться чем-то еще более убедительным. Но и Dark Horse, и Pshychic Ills, и даже те, на кого больше всех рассчитываешь — The Black Angels выдают что-то трагически-необременительное. Тут, как ни нагнетай, если нет уверенности и безоглядности, ничего не получится. Оно понятно — отчужденность, чувство дезориентации, опустошенность здесь присутствуют в полной мере, но на них одних не сработаешь. Кто бы это объяснил нынешним психодельных дел мастерам.
С момента выхода предыдушеї о альбома Джорджа Майкла прошло 10 лет. С момента последнего гастрольного тура — 2 года. Именно он, масштабный, с участием полноценного симфонического оркестра, и лег в основу нового — концертного — релиза.
Первое, что хочется отметить, — время не властно над голосом Майкла. Более того, в новой симфоническо-крунерской ипостаси он, кажется, еще более богат нюансами, звучит еще ярче, увереннее, свободнее. Может быть, косвенно тому виной выбор материала для исполнения — в альбом, помимо авторских песен, вошли кавер-версии Марвина Гея, Нины Симон, фолк-сингера Эвана МакКолла, шлягеров Димитрия Темкина, Джея Горни, Теренса Трента Дарби и Элтона Джона. Стилистическое разнообразие здесь оказывается надуманным: под рукой виртуозного продюсера Фила Рамоуна (увы, к моменту выхода альбома покинувшего этот мир) композиции уверенно выстраиваются в цельное действо, которому не мешают ни аплодисменты, ни редкие реплики благодарности за них.
Это красивый, неспешный, умный, отчасти, возможно, конформистский альбом, но Джордж Майкл никогда не был разрушителем основ. Он идеально подходит всем — и тем, кто очарован мелодиями прошлых лет, и тем, кто ценит богатое оркестровое звучание, поклонникам Майкла, любителям джаза, думается, даже фанаты панк рока найдут повод испытать удовольствие от сладкоголосого, но отнюдь не приторного, уже почти целиком седого, но ничуть не утратившего очарования лондонского артиста греческого происхождения.
Laibach — Spectre (mute)
Удивительно, что словенцев Laibach многие всерьез называют индастриал-группой, хотя на протяжении более чем 30 лет они были и остаются концептуальным провокационным арт-проектом, всего лишь облеченным в музыкальную форму Стоит напомнить, что группа была основана как музыкальное крыло объединения Neue Slowenishe Kunst и всего лишь оказалась самым ярким из его проявлений. Арт-характер группы особенно очевиден именно теперь, когда от оригинального состава остались только обладатель мрачно тоталитарного баса Милан Фрае и Иван Новак, который, собственно, и придумывал идеологию всех альбомов — от почти гениальных, выходящих за рамки концепта Opus Dei и Let It Be до откровенно политически экстремальных NATO и Volk. Относительно недавние их работы — саундтрек к занятному фильму о нацистах на Луне «Железное небо» и альбом псевдо тоталитарных вариаций на тему «Искусства фуги» И.-С. Баха — были достаточно впечатляющи, но далеко не столь радикальны, как их главные диски рубежа 1980—1990-х годов. Видимо, сказывается как возраст коллектива, так и художественная усталость.
Новый альбом — продолжение движения в том же направлении: маршеобразная ритмика, военно-походный свист… Увы, ни активно использованная электроника, ни текстовые апелляции к сегодняшним политическим, сетевым и прочим реалиям не спасают слушателя Spectre от нарастающего чувства уныния.
С другой стороны, именно это чувство и является реакцией на те самые реалии, о которых сказано чуть выше. И если мир таков, то почему художественная реакция на него должна носить иной характер?