Ленин указывал, что государственная монополия в капиталистическом обществе является лишь средством повышения и закрепления доходов финансовых магнатов. В условиях подготовки к войне и войны та цель, которую преследовали военно-монополистические государственные мероприятия по «регулированию» хозяйства—создание благоприятных условий для развития концернами военного производства — косвенным путем достигалась также и путем развития государственного предпринимательства. В системе военного государственно-монополистического капитализма Японии государственным предприятиям и государственному капиталу принадлежало существенное место.?
Можно купить двери эльбор домой и в офис на выгодных условиях. Это лучше чем не выгодные условия.
В первые десятилетия капиталистического развития Японии правительство на государственный счет построило немало крупных предприятий, которые были затем за бесценок проданы концернам. В дальнейшем государство брало на себя строительство прежде всего таких предприятий, которые требовали огромных капиталовложений и где оборот капитала был исключительно долгим, что снижало прибыль. Наиболее важными из этого рода предприятий были железные дороги и металлургический завод Явата. Кроме того, военщина с успехом добивалась, чтобы известный минимум производства оружия и боеприпасов оставался независимым от концернов — существенную роль в этом производстве играли госу-дарственные военные и военно-морские арсеналы. Наконец, государство брало на себя создание многих колониальных компаний, где вложение капиталов было связано со значительным риском.
На всех своих предприятиях государство неизменно выступало как коллективный капиталист, осуществлявший экспло- атацию рабочих и служащих так же, как капиталисты на их собственных предприятиях. Прибыль, получавшаяся государством путем эксплуатации рабочих и служащих государственных предприятий, поступала в государственный бюджет и вместе с налогами составляла те суммы, из которых выплачивались проценты по государственным займам. Косвенным путем, через займы, получавшиеся государственными предприятиями, прибыли поступали дзайбацу, поскольку последние до войны были главными держателями облигаций государственных займов. В годы подготовки и ведения войны масштабы государственного предпринимательства значительно увеличились, но его цели и характер остались в основных чертах теми же, что и в довоенные годы.
Существенные различия заключались лишь в том, что, во-первых, во вновь созданных в годы войны государственных компаниях доля частного капитала была, как правило, гораздо больше, чем в государственных компаниях, создававшихся в прошломво-вторых, главные из новых компаний в метрополии создавались в производстве сырья, топлива и полуфабрикатов для военной промышленности с целью поставки продукции частным военно-промышленным монополиям по дешевым ценам за государственный счет. В-третьих, в гораздо большей степени, чем до войны, государство брало на себя предпринимательство там, где последнее было связано с большим риском для предпринимателя (колонии и оккупированные территории, промышленное экспериментирование, нерентабельное производство и т. п.).
При анализе развития государственного капитала в годы войны необходимо прежде всего указать, что в японской буржуазной литературе имеет место нарочитая, фальсифицирующая действительное положение вещей путаница терминов и понятий, относящихся к государственно-капиталистическим предприятиям. Термины «специальная компания», «государственная компания», «полугосударственная компания», «компания государственной политики» применяются японскими буржуазными публицистами ко воем компаниям, которые создавались, по крайней мере официально, по инициативе правительства, хотя бы последнее не имело в них ни одной иены капиталовложений. Даже контрольные компании и ассоциации нередко фигурировали в японской печати под названием государственных, хотя в действительности это были картельные организации частных предпринимателей.