Еще задолго до начала войны с Китаем, в 1933 г., один из руководителей концерна Мицуи и крупнейших политических деятелей дзайбацу С. Икэда предложил проект реформы Японского банка. По этому проекту банк должен был перестать ограничиваться лишь учетом векселей и перейти к широкому финансированию промышленности, к выдаче ссуд под залог закладных и других ценных бумаг, связанных с долгосрочным кредитованием. Японский банк должен был, согласно проекту, активно поддерживать Промышленный банк, предоставляя последнему средства для кредитования промышленности.
Реализация плана Икэда была начата в 1937 г. Изменение структуры специальных банков было направлено к тому, чтобы превратить их в полугосударственные коммерческие финансовые институты, участвующие в долгосрочном кредитовании военно-промышленных концернов. Произведенные в 1937— 1942 гг. реформы Японского банка в основных чертах свелись к следующему:
1. Вместо совещательного бюро при президенте банка был образован консультативный директорат из семи человек, в состав которого вошли представители крупнейших монополий, министр финансов и представитель Йокохама спэши (валютного) банка К Капитал банка был закреплен на уровне 100 млн. иен, причем было установлено, что 55 млн. иен вносится правительством, а 45 млн. иен — частными акционерами.
2. Японский банк усилил свой контроль над другими специальными кредитными учреждениями. Доверенные лица Японского банка были назначены: один— членом совещательного бюро при Промышленном банке, другой — вице-председателем Йокохама спэши банка. Со всеми крупными кредитными учреждениями страны были установлены постоянные корреспондентские связи и была введена обязательная явка представителей этих учреждений на регулярные конференции.
3. Банк перестал ограничиваться выдачей ссуд лишь под залог ценностей и государственных облигаций, «о стал производить активное кредитование промышленности. Размеры ссуд были увеличены. В качестве залога стали приниматься и гарантированные правительством акции и облигации промышленных и торговых компаний, а также товары и земельные участки.
С изданием в сентябре 1937 г. чрезвычайного закона о регулировании капиталовложений на Японский банк была возложена обязанность выдавать разрешения на производство новых капиталовложений К При банке был создан чрезвычайный комитет по инвестициям, в состав которого вошли представители правительства, парламента и монополий.
Промышленный банк был превращен в подсобный орган Японского банка по финансированию военной промышленности. Прежде всего были очень сильно расширены возможности банка по долгосрочному и краткосрочному кредитованию. Промышленный банк сделался тем каналом, через который осуществлялась связь между правительством и Японским банком, с одной стороны, и военно-промышленными концернами — с другой. Система связи была такова, что различные компании и банки учитывали в Промышленном банке свои векселя и получили от него авансы и гарантии по выпускавшимся займам. Под эти учетные векселя и другие гарантийные документы Промышленный банк получал креди-ты в Японском банке.
Промышленный банк находился под контролем дзайбацу, банки которых владели примерно 45% акций Промышленного банка (остальные акции были широко рассеяны).В 30-х годах Промышленный банк возглавлял синдикаты по финансированию крупнейших военно-промышленных полугосударственных компаний («Нихон сэйтэцу» — черная металлургия; «Тэйкоку нэнрйо» — жидкое топливо и многие другие, а также синдикаты по финансированию ЮМЖД, Мангйо и других компаний в Маньчжурии). В то же время Промышленный банк широко финансировал также компании дзайбацу, а в особенности новых концернов, не имевших собственной кредитной базы.
Из нижеследующих данных легко видеть, что Японский банк фактически являлся банком по кредитованию дзайбацу.