1940—1942 гг.

С изданием в 1940—1942 гг. ряда правительственных указов по вопросам финансирования Японский банк -и министерство финансов получили возможности активно вмешиваться в операции частных банков, страховых обществ и других кредитных учреждений, а также в финансовые дела всех акционерных компаний.
После соответствующих решений, принятых на совещаниях представителей банков концернов, все частные кредитные институты страны были объединены во «Всеяпонскую контрольную ассоциацию по финансированию» («Дзэнкоку кинью тосэйкай»), в отраслевые контрольные ассоциации по финансированию, контрольные союзы по финансированию (объединения мелких банков) и районные финансовые союзы. Кроме того, была создана объединившая крупнейшие коммерческие банки и действовавшая в непосредственном контакте с Японским банком «Ассоциация по финансированию приоритетных отраслей промышленности».

Рекомендуем посетить отель коста рей сардиния на берегу моря, там всегда светит жаркое солнце и комфорт на высшем уровне.

Немаловажное значение в системе контроля «ад капиталовложениями имели мероприятия по контролю на рынке акций. Изданные в августе 1941 г. соответствующие распоряжения предусматривали определенный максимум и минимум цен, по которым разрешались купля и продажа акций, а также предоставляли министру финансов право запрещать или ограничивать продажу акций. Впоследствии закон предоставил правительству право заставлять любую компанию сдавать часть своих акций Банку военных финансов. В 1943 г. создается специальная полугосударственная фондовая биржа («Нихон сйокэн торихикисйо»). Биржа эта получила монопольные права по операциям со всеми ценными бумагами частных компаний, причем биржевыми брокерами могли быть только лица, назначавшиеся компаниями, состоявшими акционерами биржи и утверждаемые ее директоратом. Таким образом, в области торговли ценными бумагами контроль перешел в руки дзайбацу, действовавших через полугосударственные фондовые биржи.
В 1944 г., в связи с резким ухудшением.военного положения, правительство внесло ряд изменений в систему контроля с целью форсирования военного производства. Все внимание правительства сосредоточилось непосредственно на компаниях, производящих вооружение и боеприпасы, а также сырье для вооружения и боеприпасов. Одновременно с изданием в конце
1944 г. «закона о компаниях военного производства» издается распоряжение о выделении банков по финансированию военного производства. Согласно новой системе, правительство назначало определенный банк, который был обязан кредитовать те или иные «выделенные компании». Прочие банки могли участвовать в кредитовании данной компании только косвенным путем через «выделенный банк», который автоматически становился во главе синдиката по финансированию данной компании или группы компаний.
С начала 1945 г. 70—80% кредитов всех кредитных учреждений страны отпускались через «выделенные банки» К Все депозитные и займовые счета финансируемых компаний последние были обязаны сосредоточить в «выделенных банках», которые получили право инспектировать всю бухгалтерскую отчетность своих клиентов. К числу «выделенных» в январе
1945 г. были отнесены 57 самых крупных банков страны, в том числе все полугосударственные банки, банки дзайбацу и крупнейшие из «местных банков».
Таковы были в общих чертах изменения в структуре и статуте полугосударственных кредитных учреждений и в законодательстве о капиталовложениях. Правительство неизменно рассматривало политику кредитования и регулирования капиталовложений как стержень всей системы военно-экономического регулирования.
В связи с рассматриваемым вопросом не лишено интереса содержание так называемой «клятвы японских финансистов», которую владельцы, члены правлений и ответственные сотрудники кредитных учреждений были обязаны в строю, обратившись лицом в сторону императорского дворца, хором вслух читать по восьмым числам каждого месяца
Так законами и церемониями религии синто прикрывались интересы голого чистогана японских банкиров, клявшихся «перенести трудности и тяготы» по загребанию.военных сверхприбылей.
Та цель, которую ставили перед собой правительственные органы,— всемерное расширение военного производства — могла быть и была достигнута только путем обеспечения громадных прибылей для военно-промышленных компаний.
В связи с этим необходимо остановиться еще и на том, какую роль в системе военного регулирования играл так называемый «контроль над прибылями». 11-я статья «закона о всеобщей мобилизации нации» гласила: «Во время войны в случае, если этого требуют интересы всеобщей мобилизации, правительство может в соответствии с требованиями императорских указов отдавать распоряжения по поводу распределения прибылей, списывания капиталов и других финансовых операций компаний». Когда в начале 1939 г. японское правительство вознамерилось ввести в действие 11-ю статью, в поэтических сферах по этому поводу поднялся большой шум, т»к как представители дзайбацу во главе с упоминавшимся выше Икэда решительно запротестовали. По адресу правительства посыпались обычные в таких случаях обвинения в давлении частной инициативы, в ликвидации «стимула для пРедпринимательства» и чуть ли не в коммунизме.