Контрольные ассоциации

Важнейшие из контрольных ассоциаций возглавлялись следующими лицами : контрольная ассоциация по каменному углю — Кэндзиро Мацумото; в 1941 г. был директором, президентом или аудитором 13 промышленных и транспортных компаний, принадлежавших главным образом концерну Мицуи. Контрольная ассоциация металлургии — Хатисабуро Хирао; директор и президент ряда промышленных компаний, главным образом концерна Мицубиси; президент полугосударственного металлургического треста «Нихон сэйтэцу». После него — адмирал Тэйдзиро Тойода; был связан семейными узами с концерном Мицубиси. Контрольная ассоциация судостроения — Косиро Сиба; председатель правления компании «Мицубиси дзюкогйо» («Мицубиси — тяжелая промышлен-ность»), «Мицубиси дэнки» («Мицубиси-электрическая») и других компаний которые кстати осуществляли еще и качественные Грузоперевозки, по преимуществу концерна Мицубиси. Контрольная ассоциация цветных металлов — Ацуси Оя; президент, директор и аудитор ряда промышленных компаний концерна Сумитомо. Контрольная ассоциация автомобильной промышленности — Сигэясу Судзуки; один из крупнейших помещиков, генерал-лейтенант запаса, в 1918 г. командир дивизии, участвовавшей в японской интервенции на советском Дальнем Востоке, президент компании «Дизель дзидо- ся», контролировавшейся Мицубиси. Контрольная ассоциация электромашиностроения — Кисабуро Ямагути, президент и директор ряда компаний концерна Фурукава, а также компаний «Сибаура дэнки» и «Сибаура сзйсакудзйо» концерна Мицуи. Контрольная ассоциация промышленного машиностроения — виконт Масатоси Окоти; президент и директор большого числа машиностроительных компаний, глава концерна «Рикэн». Контрольная ассоциация по судоходству — Камэсабуро Ямасьта; президент и главный акционер пароходной компании Ямасьта. Контрольная ассоциация промышленности легких металлов — Тюдзи Судзуки; управляющий электротехнической компанией концерна Фурукава («Фурукава дэнки»). Контрольная ассоциация цемента— Соитиро Асано; глава концерна Асано и т. д., и т. п.
В функции «контрольных ассоциаций» и других «контрольных органов» входило квотирование производства, распределение сырья, нового оборудования и рабочей силы, выдача лицензий на новые капиталовложения, а также сбыт готовой продукции. Таким образом, от решений «контрольных органов» зависела судьба входивших в них предприятий.
Так называемая «новая экономическая структура» была проявлением громадного усиления государственно-монополистических тенденций. Ее сущность сводилась к тому, что имело место колоссальное перераспределение народного дохода в пользу финансового капитала при одновременном чрезвычайном усилении монополистического контроля дзайбацу на основе наделения их картельных органов государственными правами и соответствующей их перестройки.
С рассмотренной выше главной особенностью экономической администрации военного времени—ее опорой на монополистические картели—связана и другая: государственный аппарат как таковой, министерства и различные центральные и местные административные органы до 1943 г. не подвергались по своим функциям и структуре серьезным изменениям и оставались такими же, как в мирное время. За все годы войны (до 1943 г.) существенные изменения в государственном аппарате заключались лишь в создании упоминавшихся выше исследовательского, а затем «Планового бюро», министерства по делам великой Восточной Азии, а также в увеличении числа и мощности полугосударственных компаний, которые, впрочем, в военной экономике никогда не играли решающей роли.
Положение значительно изменилось в 1942—1943 гг. С разгромом немцев под Сталинградом для Японии окончательно выяснилась неизбежность длительной затяжки войны и уже обозначилась перспектива поражения В связи с этим перед правящими кругами японского империализма, в первую очередь перед армией, со всей остротой встал вопрос о необходимости усиления прав и оперативности правительственных органов ради форсирования военного производства. Вместе с тем усилилась борьба между различными кликами за влияние на государственный аппарат.