«Нихон тиссо и «Нихон сода»

Однако кредитная зависимость концерна Мори от «старых концернов» была столь же велика, как и в концернах «Нихон тиссо и «Нихон сода»-. Главными кредиторами концерна Мори были банки Ясуда и Мицубиси. В особенности сильна была зависимость концерна Мори от концерна Ясуда, с которым он был также связан через концерн Асано. Один из руководителей концерна Асано Мотодзиро Сираиси одновременно был одним из директоров крупнейших компаний Мори. Со своей стороны Мори участвовал в основной компании Асано — «Нихон кокан».
Постепенно, с внедрением «старых концернов» (в первую очередь Сумитомо, Мицубиси, Фурукава) в новые отрасли промышленности и с развитием других «новых концернов» удельный вес концерна Мори в алюминиевой и химической промышленности падает. Уже в 1937 г. на его долю приходится лишь 35% производства алюминия (против 84% в 1934—1935 гг.), лишь 13% производства сульфат-аммония и 17,4% производства электролитической соды.
Кстати заказать визуальную разработку системы бизнес-процессов можно заказать на сайте lizard-soft.ru
С 1936—1937 гг. начинается быстрый подъем Накадзима. В 1938 г. капитал его основной компании «Накадзима хикоки» увеличивается с 20 млн. иен до 50 млн. иен. При этом Накадзима, так же как и Мори, строит свой концерн по принципу старых «семейных концернов». 99,9% акций Накадзима хикоки принадлежит пяти членам семьи Накадзима (в том числе более половины — Тикухэй Накадзима) и лишь 0,1%—четырем ответственным служащим компании3. Такую роскошь Накадзима мог себе позволить только потому, что он опирался на колоссальную поддержку полуправительственных кредитных институтов, в первую очередь Промышленного банка.
Накадзима на 30 млн. иен акций, выпущенных дополнительно в 1938 г., была произведена не на собственные средства, а на средства, полученные в кредит от того же Промышленного банка. Столь обильное кредитование со сюроны правительства позволило не только успешно бороться против Мицубиси, но и освободиться от «опеки» Мицуи.
Одна из причин особого благоволения правительственных органов к Накадзима заключалась в том, что Накадзима был не только хозяином концерна, но и крупнейшим политическим деятелем финансовой олигархии. В годы, предшествовавшие войне, Накадзима возглавлял в партии сэйюкай крайне реакционен) фракцию, наиболее близкую к военщине. Накадзима неоднократно входил в качестве министра в состав японских кабинетов.
Таким образом, Накадзима, умело используя свое влияние в правительстве, получал от правительства огромные кредиты, сумел превратить свою скромную в довоенные годы компанию в огромный самостоятельный концерн-комбинат самолетостроительной промышленности. Хотя по размерам оплаченных капиталов своих 65 компаний и по размерам их активов Накадзима и к концу войны был в пять-десять раз слабее четырех главных концернов, но по своей роли в военной промышленности как поджигатель войны, как финансовый магнат, сделавший войну прибыльным для себя предприятием, Накадзима вполне заслужил одно из первых мест на скамье подсудимых среди японских военных преступников. Только стремление американских империалистов пспользовагь японскую финансовую олигархию в качестве своей агентуры в Японии спасло Накадзима, как и других людей дзайбацу, от заслуженного возмездия.
Своеобразное место среди «новых концернов» занимал концерн Кавасаки — третий после Мицубиси и Накадзима в самолетостроении и один из крупнейших центров судостроения. Этот концерн можно было бы назвать «межкон- церновым концерном». Его головная компания, ныне известная под названием «Кавасаки — тяжелая промышленность» («Кавасаки дзюкогйо»), была основана еще в 1894 г. Мусадзо Кавасаки — дедом Ясикума Кавасаки, бывшего до конца войны ее директором-распорядителем. К концу первой мировой войны капитал компании достиг 45 млн. иен, однако впоследствии, во время финансового кризиса 1927 г., компания обанкротилась, и Ясикума Кавасаки, сохранив незначительную часть (к концу войны 6500 — менее 0,1% всего количества акций), остался лишь в качестве одного из ответственных служащих компании, которая продолжала существовать, попав в зависимость к старым концернам (главным образом — Сумитомо).