Военщина.

«Пусть военные оставят нас в покое; полностью доверьте нам все средства регулирования, дайте нам все права, которые мы испрашиваем, и мы наведем порядок, закроем ненужные предприятия, «спланируем» и «скоординируем» все наилучшим образом» — таков лейтмотив всех заявлений участников совещания, которые, с полным на то правом, говорили, как истинные хозяева страны. «Если они не смогут выполнить то, что от них требуется, и притом как следует, то чиновники всех ведомств, начиная с премьер-министра, должны уйти в отставку»,— только глава концерна Мицубиси в годы фашистской диктатуры мог позволить открыто говорить таким тоном, словно речь шла не о министрах и высших чиновниках правительства, а о клерках его собственной конторы в Мару ноу ти.

Кстати, купить отличные Затворы с электроприводом для дома или для дачи можно на сайте rosarm.su, после зказа все будет выполнено в срок и быстро, а цены не кусаются.

Военщина продолжала настаивать на том, чтобы контроль в самолетостроительной промышленности осуществлялся государственными органами. Дзайбацу обошли это требование общины, выдвинув и приведя в исполнение план создания нового государственного органа, от руководства которым военщина должна была быть отстранена. Этим органом стало созданное в октябре 1943 г. министерство вооружений.

В министерстве вооружений было создано восемь департаментов: генеральный департамент авиационного вооружения, департаменты машиностроения, черной металлургии, производства легких металлов, производства цветных металлов, химии, топлива и электроэнергетики. Кроме того, министерство создало девять инспекторских управлений, ведавших военной промышленностью по девяти районам страны К которые еще раньше были превращены в административные единицы военного управления (это и были те самые «блоки», которые предложил создать Рйодзо Асано на совещании в редакции «Тойо кэйдзай»).

«Стержнем» министерства вооружения был Генеральный департамент авиационного вооружения. Что касается судостроительной промышленности, то, хотя формально структура контроля над ней не была изменена и контроль попрежнему оставался в руках военно-морского министерства2, фактически деятельность министерства вооружения распространялась также и на судостроение, поскольку под контролем мини-стерства были сосредоточены отрасли, поставлявшие судостроительной промышленности сырье, топливо, полуфабрикаты и отдельные части кораблей.

Анализируя борьбу дзайбацу за создание министерства вооружений, Т. А. Биссон пишет: «Если генеральные штабы армии, флота и воздушного флота настаивали на сохранении административного контроля над расширенной программой авиационного производства, предусматривавшей полную мо-билизацию промышленных гигантов японской экономики, то монополисты просто не были в этом заинтересованы. Они стали желать участвовать в этом деле тогда, когда административная власть была передана министерству вооружений, контролируемому их людьми…»

Только в 1943 г., т. е. тогда, когда дзайбацу добились решающего успеха в борьбе за оттеснение военщины от участия в контроле над экономикой, когда началась подготовка к соответствовавшей требованиям дзайбацу «административной реформе», завершившейся созданием министерства вооружений, наступил перелом в развитии самолетостроительного и судостроительного производства.?

Борьба вокруг различных планов изменения методов контроля в промышленности продолжалась вплоть до капитуляции Японии. Уже в последний год войны восторжествовала выдвинутая самими промышленниками формула: «государственный характер управления при частном владении». О том, что понималось под государственным характером управления, можно судить по следующему заявлению Т. Тойода и К. Ма- цумото, сделанному ими в феврале 1945 г. от имени «деловых кругов»:

«В результате изучения ряда проблем мы пришли к заключению, что единственным путем для укрепления производства является реформа аппарата контроля промышленности в таком направлении, чтобы расширить сферу применения промышленниками своих практических знаний и усилить их ответственность. Поэтому на рассмотрение правительства представляется данный проект производственной структуры решающего периода войны, единодушно одобренный „ассоциацией приоритетных отраслей промышленности». Основные положения проекта следующие: 1. В важнейших отраслях промышленности создаются мощные централизованные объединенные органы управления, которые поглотят все существующие контрольные ассоциации и советы в приоритетных отраслях промышленности. 2. Эти центральные органы будут заниматься координированным руководством и управлением соответствующими отраслями промышленности. 3. Руководящий состав этих органов будет назначаться правительством, выбирающим для этой цели представителей промышленности, имеющих высокую квалификацию. Они будут обладать полной властью в отношении координированного управления в соответствующей отрасли промышленности. 4. Основой промышленной структуры является частное управление. В отношении же тех объектов, к которым требуется применение специальных мер, таковые будут приниматься соответственно обстановке. 5. Для того чтобы сделать ясным государственный характер управления промышленностью и трудом, будут приняты особые меры — для всех рабочих и служащих будут определены государственные должности, сформулирована их ответственность, установлена форма одежды и т. п.»

Пусть читателя не смущает противоречие между пунктами 4 и 5 приведенной программы: в понятии ее авторов нет разницы между «частным управлением» и «государственным характером управления». Центральным в программе является пункт 3. Речь шла все о том же: владельцы концернов требовали для себя и для своих высших служащих государственной и даже военной власти, прав, которые дали бы им возможность распоряжаться рабочими и служащими их собственных предприятий так, как генералы распоряжаются офицерами и солдатами, и, с другой стороны, они требовали права полного распоряжения предприятиями мелких и средних промышленников и аутсайдеров.