Государственные валюты контролируются правительствами. Банковские счета — банкирами и правительствами. Электронные платежи — компьютерщиками, банкирами и правительствами… Биткоин — это цифровая валюта и система платежей, которую не контролирует никто. Ну, во всяком случае, так обещают ее создатели.
Биткоины— это такие цифровые деньги. Получить их можно, если обменять на них доллары или поставить на свой компьютер программу, которая будет насчитывать вам деньги за аппаратное время. Из своего «битового» кошелька биткоины можно перевести в другой, можно расплатиться за товары и услуги, или в любой момент обменять их по рыночному курсу на другую валюту, например, доллары США. Правда, курс криптовалюты пока скачет, как сумасшедший, а по темпам роста количества «вкладчиков» система, в которой уже свыше миллиарда долларов, больше напоминает финансовую пирамиду.
КРАСИВАЯ МАТЕМАТИКА: ЭКОНОМИКА БЕЗ ИНФЛЯЦИИ
Правила биткоин заложены алгоритмом программы и навевают мысли об идеальной экономической системе. Вся информация о пользователях зашифрована, но в то же время открыта. Единого центра нет, код программы, управляющей системой, может просмотреть и дописать каждый. Нет даже главного сервера, для вычислений используются компьютеры пользователей, а они получают за это плату.
КАК БИТКОИНЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ?
Во время майнинга (от англ. mining — разработка месторождения, добыча полезных ископаемых) можно получить монеты за аппаратное время. Компьютер «майнера» решает определенную математическую задачу по шифрованию, которую ему задает программа (хозяин в это время может ничего не делать). Решение задачи используется, чтобы зашифровать платежи других пользователей и обеспечить их надежность, а за каждое решение «майнер» получает определенную сумму биткоинов на свой счет. Сейчас решение одной задачи стоит 25 цифровых монеток.
Эмиссия биткоинов строго ограничена программой: каждые год появляется немного меньше монет, «майнеры» получают все меньшую плату за свою работу. В светлом будущем «майнеры» будут получать за свою работу только комиссию за переводы (сейчас пользователи платят ее добровольно, чтобы платежи проходили быстрее). В этот момент выпуск новых биткоинов практически остановится — всего их будет около 21 миллиона.
ЖЕСТОКАЯ ЭКОНОМИКА:ХАКЕРСКИЕ «ФЕРМЫ»
Идея обмена компьютерного времени на деньги очень взволновала гиков со всего мира. Появились постоянные «майнеры», которые быстро сосчитали: если купить компьютер помощнее и оставить его стоять в уголке квартиры «на добыче», то за определенное время он окупит себя, а потом — и остальную квартиру. Правда, сложность вычислений со временем растет, в настоящий момент она уже настолько велика, что почти бесполезно использовать для производства биткоинов обычные компьютеры — вероятность «раскопать» решение ничтожна. Поэтому майнеры создают целые «фермы» мощных компьютеров и объединяют эти «фермы» в супермощные распределенные пулы.
Если хоть один из компьютеров все-таки добывает монеты, прибыль делят между собой все участники пула. Кстати, в апреле появился вирус, который насильно устанавливал на компьютер жертвы программу для майнинга, она присоединяла его к «ферме», а прибыль отправляла создателям вируса.
ЖИЗНЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ: ОЧЕРЕДНАЯ ПИРАМИДА
Что-то купить на биткоины сейчас сложно, но в принципе, возможно. Есть несколько сотен точек в США и чуть больше десятка в России, а еще — огромное количество возможностей обменять цифровые монеты на обычные деньги. Правда, из-за того, что курс биткоина сейчас постоянно меняется, использовать его в качестве платежного средства ужасно неудобно: вчера футболка обходилась вам в 1 биткоин, сегодня уже стоит 5, а что будет завтра, вообще сложно представить.
Зато на биткоинах начали нажи ваться спекулянты. В апреле этого года интерес к деньгам за биты вышел за пределы круга компьютерщиков, биткоины начали покупать обычные люди. Курс к доллару начал расти, потому что быстренько «допечатать» новых биткоинов, как мы помним, нельзя — их количество растет по строгому алгоритму. После того, как владельцы биткоинов разбогатели в долларовом эквиваленте в несколько раз, валютой заинтересовалось еще больше людей, курс вырос еще сильнее. Механизм заработка на биткоинах уже стал похож на игры на бирже, а некоторым экспертам и вовсе напомнил финансовую пирамиду: «криптовалюту» начали скупать, дожидаться, пока курс подрастет и быстренько от нее избавляться. Но при таком механизме каждый в любой момент рискует оказаться с полным кошельком цифровых фантиков, которые ничего не стоят. Ведь как бы там ни было, биткоины — это совсем не золото и, если национальные валюты обеспечены ростом экономики, то за биткоинами не стоит ничего ценного за пределами сети, только часы компьютерного времени.
СЕРГЕЙ МАВРОДИ:
Любая валюта, не только биткоин, ничем абсолютно не обеспечена и держится исключительно лишь на вере участников. (Отсюда все эти колебания курса: участники нервничают — курс падает, участники радуются — курс растет). Вот как удалось биткоин этой веры добиться, это другой вопрос. И он очень любопытен и достоин самого пристального внимания и изучения.
Уверен, не последнюю роль тут играет усталость людей от чрезмерной зарегулированности современного мира, тотального контроля всего и вся. Постоянного ощущения себя под каким-то микроскопом. Каждый твой шаг отслеживается, каждый твой перевод фиксируется и пр. и пр. Ничего по-настоящему личного, тайного, сокровенного в современном мире практически не осталось. Поэтому действительная и подлинная анонимность биткоин — это как глоток свежего воздуха.
ХОЗЯИН НИЧЕИНОИ СИСТЕМЫ
Разработка системы биткоинов началась в 2007 году, а первый вариант программы был опубликован в 2009 в почтовой рассылке криптопанков. Автор назвал себя псевдонимом Сатоси Накамото. В 2011 году американские журналисты устроили расследование, пытаясь выяснить, кто же это такой. Профессор журналистики Адам Пенен-берг проштудировал весь текст первого послания Накамото, вбивая каждую фразу в поисковик, и обнаружил, что слова «computationally impractical to reverse» именно в таком порядке во всем интернете встречаются только в двух местах: копиях письма Накамото и в заявке в бюро патентов США на «систему и метод предоставления безопас ной коммуникации». Заявка была подана 15 августа 2008 года, а через три дня был зарегистрирован создать сайт bitcoin. org. Авторы патента — Нил Кинг, Владимир Оксман и Чарльз Брай, компьютерщики, которые живут в США и Германии и получили уже много других патентов, связанных с компьютерными сетями. Не знаем, показалось ли это расследование убедительным вам, но доказать самим этим людям, что они изобрели биткоины, не удалось. Все трое до сих пор отрицают свое отношение к криптовалюте. Настоящие шифровщики. А скрывать создателям, как выяснилось, есть что. Американский специалист по безопасности Сергио Лер нер обнаружил, что человек, который самым первым занялся майнингом , на протяжении всего первого года делал это практически в одиночестве. Кто это был, сейчас неизвестно, возможно, именно тот, кто скрывался под псевдонимом Сатоси (господин Накамото , кстати, в 2010 году вышел из круга разработчиков). Тогда для майнинга хватало мощности обычного домашнего компьютера, который приносил примерно 50 биткоинов каждые 10 минут с перерывами, за год накопилось около миллиона цифровых монет. По теперешнему курсу это около 90 миллионов долларов — неплохое вознаграждение за создание идеальной финансовой системы.