Эндогамные браки без предварительного согласия родителей или родственников, даже при столь значительной удаленности от дома, как утверждают авторы, — беспрецедентный случай в многолетней практике этого учебного заведения.
Иная картина складывается при заключении смешанных русско-африканских браков, которые, на первый взгляд, отличаются (в рассматриваемом аспекте) процедурной простотой. Специфика ситуации часто кроется уже в мотивах вступления в брак африканских мужчин с русскими женщинами.
Мотивация в выборе партнера другой национальности или расы (как в нашем случае) могла бы быть сведена в самом общем ввде к двум основным категориям мотивов.
На первый взгляд, приведенные категории взаимно почти исключают друг друга, мотивы вступления в брак у исследуемого нами контингента африканских мужчин нередко представляют их комбинацию. Автор не располагает какой-либо отчетливой социологической информацией по этому вопросу. Да и проведение опросов, так или иначе связанных с мотивацией брачного выбора африканскими мужчинами русских жен было бы маловероятным и, скорее всего, низкоэффективным.
Ибо, допуская право социологии выражать знание о социуме и отдельных его слагаемых в закодированной знаковой системе, следует помнить, что сама по себе социальная жизнь насыщена столь сложными проблемами взаимодействия социальных смыслов, личностных ценностей, какие невозможно измерить даже самыми совершенными статистическими методами, не страшась при этом беззастенчивости в отношении к респонденту (особенно иностранному), риска потери к нему уважения.
По общему мнению исследователей, жизнь среди африканской большой семьи, продолжающей оставаться одной из важных первичных ячеек общества, созданная ею система воспитания во многом способствуют возникновению любви и привязанности между ее членами; ребенок в такой среде вплоть до периода гражданского взросления растет с чувством защищенности и безопасности.
Значительное место в жизни маленького африканца, в развитии его личности занимает мать. С момента появления на свет ребенок прочно связан с ней — и буквально, и опосредованно: его единственным подчас питанием на протяжении многих месяцев остается материнское молоко; его действия и первые ощущения окружающего мира также непосредственно сопряжены с ней, поскольку младенец обычно располагается за спиной африканки и таким образом живет в ритме ее сердца, динамике ее движений, жестов, психологических и физических реакций матери на внешний мир.
Мать, а также родственницы семьи по женской линии — первые воспитатели и наставники ребенка до школы. Весьма значима в семейном африканском сообществе (причем вплоть до настоящего времени) роль сестры мужчины (т.е. тетки племянников по мужской линии).
Отечественные этнологи отмечают, что особенно тесные и дружеские отношения у нее с детьми брата (у народа шона, живущего в Зимбабве, их, например, называют «женским отцом»). Такая родственница — ближайшая советчица во всех жизненно значимых вопросах: готовит племянников к супружеской жизни, выступает в качестве посредника между ними и отцом и т.п.
Родители, получившие брачный выкуп за эту дочь, отдают его брату, чтобы гот мог жениться. Вместе со своей женой и детьми он до конца жизни не только обязан этой женщине, но и находится в определенной иерархической зависимости от нее, признавая ее старшинство, несмотря на то, что она могла быть моложе брата.