Эндогамные браки

endogamnye-braki

Эндогамные браки без предварительного согласия родителей или родственников, даже при столь значительной удален­ности от дома, как утверждают авторы, — беспреце­дентный случай в многолетней практике этого учеб­ного заведения.

Иная картина складывается при заключении сме­шанных русско-африканских браков, которые, на первый взгляд, отличаются (в рассматриваемом ас­пекте) процедурной простотой. Специфика ситуации часто кроется уже в мотивах вступления в брак афри­канских мужчин с русскими женщинами.

 Мотива­ция в выборе партнера другой национальности или ра­сы (как в нашем случае) могла бы быть сведена в самом общем ввде к двум основным категориям мотивов.

На первый взгляд, приведенные категории вза­имно почти исключают друг друга, мотивы вступления в брак у исследуемого нами контингента африканских мужчин нередко представляют их комбинацию. Автор не располагает какой-либо отчетливой со­циологической информацией по этому вопросу. Да и проведение опросов, так или иначе связанных с мо­тивацией брачного выбора африканскими мужчинами русских жен было бы маловероятным и, скорее всего, низкоэффективным.

Ибо, допуская право социологии выражать знание о социуме и отдельных его слагае­мых в закодированной знаковой системе, следует помнить, что сама по себе социальная жизнь насы­щена столь сложными проблемами взаимодействия социальных смыслов, личностных ценностей, какие невозможно измерить даже самыми совершенными статистическими методами, не страшась при этом беззастенчивости в отношении к респонденту (осо­бенно иностранному), риска потери к нему уважения.

По общему мнению исследователей, жизнь среди африканской большой семьи, продолжающей оста­ваться одной из важных первичных ячеек общества, созданная ею система воспитания во многом способ­ствуют возникновению любви и привязанности меж­ду ее членами; ребенок в такой среде вплоть до периода гражданского взросления растет с чувством за­щищенности и безопасности.

Значительное место в жизни маленького африкан­ца, в развитии его личности занимает мать. С момен­та появления на свет ребенок прочно связан с ней — и буквально, и опосредованно: его единственным подчас питанием на протяжении многих месяцев ос­тается материнское молоко; его действия и первые ощущения окружающего мира также непосредствен­но сопряжены с ней, поскольку младенец обычно располагается за спиной африканки и таким образом живет в ритме ее сердца, динамике ее движений, жестов, психологических и физических реакций мате­ри на внешний мир.

Мать, а также родственницы семьи по женской линии — первые воспитатели и наставники ребенка до школы. Весьма значима в семейном африканском сообществе (причем вплоть до настоящего времени) роль сестры мужчины (т.е. тетки племянников по мужской линии).

Отечественные этнологи отмечают, что особенно тесные и дружеские отношения у нее с детьми брата (у народа шона, живущего в Зимбабве, их, например, называют «женским отцом»). Такая родственница — ближайшая советчица во всех жиз­ненно значимых вопросах: готовит племянников к супружеской жизни, выступает в качестве посредника между ними и отцом и т.п.

Родители, получившие брачный выкуп за эту дочь, отдают его брату, чтобы гот мог жениться. Вместе со своей женой и детьми он до конца жизни не только обязан этой женщине, но и находится в определенной иерархической зави­симости от нее, признавая ее старшинство, несмотря на то, что она могла быть моложе брата.