ЕЩЕ О РАБОТЕ С ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЕРАМИ

Перед тем, как вступать в переговоры с иностранными партнерами, необходимо провести предварительную работу. Принципы работы, условия, суммы гонораров, порядок их выплат и т. д. -все сильно отличается. И сначала нужно как минимум залезть в Интернет и найти как можно больше информации по конкретной стране. Ну, или посоветоваться у знакомых, которые имели опыт такого сотрудничества перед начало м конечно нужно скачать бесплатную пробную версию аваст

В Интернете проще всего найти кинокомиссию (film commission) страны-партнера. Не удается найти — не стесняйтесь обратиться в посольство.

Важно сравнить основные принципы работы и осознать, где и в чем они не состыковываются с нашими реалиями. Также важно осознать, что конкретно хотят от вас иностранные продюсеры: просто сервис (организацию съемок) или предоставление в аренду техники, формирование команды, а может, хотят предложить партнерство?

Будьте готовы к тому, что на первой встрече (или конференции по Интернету) вам могут задавать стандартные вопросы по стоимости аренды техники или гонорара, например ассистента по актерам или второго режиссера (1st AD). По стоимости распространенной камеры или стандартной позиции ваши зарубежные коллеги прицениваются и складывают картинку, насколько адекватно вы понимаете ситуацию на рынке и насколько адекватно вы ее представляете (не завышаете ли и как предлагаете оптимизировать налогообложение).

Поэтому обновите прайсы ренталов и, если вы давно не снимали, обзвоните знакомых вторых режиссеров, операторов, художников, продакшен-менеджеров и кастинг и уточните их ставки. В Европе и США принято считать гонорары по неделям, в отличие от наших посменных либо помесячных. Расскажите о возможностях использования ФОП, о налогах, которые приходится выплачивать при оплате частному лицу, о возможных скидках у ренталов, о возможностях, которые позволят уйти от НДС. И говорите только о законных способах оптимизации. Выслушайте их требования, и после того, как вы четко поймете задачу, главное — оговорить все нестыковки в условиях работы. У клиента своя схема работы и своя система отчетности, а у нас своя — в процессе переговоров нужно найти способ сделать так, чтобы иностранный продюсер смог отчитаться за свои расходы, а вы смогли обеспечить ему все документы. Но не под каждую статью расходов можно подложить документ строгой отчетности — все такие позиции нужно четко оговорить, установить лимиты «без документов» и донести эти позиции материально ответственным членам съемочной группы. Нужно также обсудить форму отчетности. Проще всего нанять продакшен-менеджера или линейного продюсера, который имеет опыт работы в международных проектах и в специализированных программах, таких как Movie magic от Entertainment partners или Gorilla film production от Jungle software. Хорошо, если и второй режиссер на планировании пользуется этой же программой.

Но, как минимум, нужно четко оговорить статьи расходов и форму отчетности, и бухгалтер должен составить отчет в привычной для заказчика форме.

В процессе переговоров важно понять общий бюджет фильма, уровень задействованных звезд и творческой группы. Условно -райдер: какого уровня машины, отели, питание. Чем больше в проекте участников с «особым райдером», тем больше нужно нанимать ассистентов, которые будут бегать за определенной водой или следить за тем, чтобы в отеле стирали белье только определенной маркой бытовой химии. И, конечно же, все члены группы, которые непосредственно контактируют с иностранными коллегами, должны владеть языком. Чем ближе — тем лучше. То есть ассистент, приставленный к звезде, должен владеть именно языком звезды и на высоком уровне.

Если ваш заказчик хочет нанять какого-то конкретного специалиста (например, оператора или художника) и этот человек не владеет языком — обязательно наличие переводчика, который владеет профессиональной терминологией. Самое важное в работе с иностранным продюсером — это правильно составить смету. Она должна быть сделана в понятной для заказчика форме и быть полной. Что непросто — логика построения смет у нас радикально отличается. Не стесняйтесь попросить заказчика предоставить вам свою форму, а если она покажется совсем уж неподъемной — предоставьте несколько вариантов своей.

И очень важно, чтобы человек, который будет у вас отвечать за соблюдение сметы, полностью осознавал все позиции и форму отчетности. Рекомендуется съездить вместе и провести несколько дней вместе с тем сотрудником заказчика, который будет принимать отчеты.

Грех, конечно, ругать наши съемочные группы, но часто их скорость работы отличается от скорости работы европейских. Время на разворот, что заложено в стандартной схеме европейского продакшена, может отличаться в большую сторону. Также нужно учитывать условия работы на конкретных локациях и в конкретных условиях, которые могут увеличить количество съемочного времени.

Поэтому нужно помнить о непредвиденных расходах, погодных днях и внести их в смету. Всегда лучше все предусмотреть, а потом не использовать статьи непредвиденных расходов, чем заставлять клиента платить за каждую позицию, которая вылезает из-за того, что предварительно ее не оговорили. Редко, но и завершающий этап фильма могут проводить у нас. Имеется в виду постпродакшен и вывод копий. В этом случае важно заранее оговорить все с постпродакшен-студией и получить четкое задание: что и в каком количестве нужно иметь на выходе.

И еще — не пытайтесь казаться лучше, чем вы есть. Всегда можно узнать информацию о том или ином продюсере, как через IMDB, так и через официальные запросы в профессиональные организации.

Отдельно стоит коснуться запросов на совместное производство — когда иностранный продюсер ищет не только подрядчика, но и партнера. Важно изучить сценарий и четко понять, если ли возможность привлечь инвестора или фонд, вроде Госкино, для реализации проекта.

Если потенциал есть-то оговорить сроки, в которые финансирование может быть найдено, и не давать нереальные обещания.