Каждое утро мы отдаём ребёнка в школу и вздыхаем с облегчением: всё, ближайшие 5-6 часов ответственность за него несёт педагог. Значит, можно заняться своими взрослыми делами. А позже думаем: почему не складываются взаимоотношения отцов и детей? Оказывается, всё дело именно в этом — в нашем желании самоустраниться от школьной жизни отпрысков. Вы спросите: «Какая тут связь?»
Каждый родитель, отправляя ребёнка в 1-й класс, заранее расспрашивает об учителе. В свою очередь, учителя ещё на подготовительных курсах приглядываются к родителям: на кого можно будет положиться в будущем, у кого лидерские качества ярко выражены…
— Моя главная задача, — говорит Юлия Николаевна, — привлечь к школьной жизни их всех. Или почти всех (с поправкой на то, что порой кто-то категорически не хочет ни в чём участвовать). Дальше порядок действий такой.
ШАГ 1: На первом родительском собрании делим всех родителей на группы по 5 человек (по принципу «звёздочек», на которые был разделён каждый 1-3-й класс в советской школе). Сначала, конечно, в группе работают не все. Но потом, как показывает практика, и остальные втягиваются. Дети ведь очень гордятся тем, что их родители хорошо себя проявляют, поэтому тех, кто сначала пытается ни в чём не участвовать, теребят: «У Пети мама вон что сделала, а ты что же?»
Каждая такая «звёздочка» за что-то отвечает: кто-то — за подготовку Дня осени, кто-то — за новогодний праздник. Убрать и украсить класс, купить подарки, торт… Да мало ли дел! А когда все они разделены между всеми, получается легче и интереснее.
Конечно, родители, бывает, между собой ссорятся — не без этого. Но когда все связаны общим делом, приходится находить компромисс и во взаимоотношениях.
А вот родительского комитета как такового у нас как-то не получается. Вернее, есть мамы, которые входят в совет школы, и папы -в совет отцов. Но это как отдельная обязанность.
Интересный факт: если в 1-2-м классе деление на «звёздочки» ведётся по алфавиту, к 3-4-му классу, когда и дети, и родители уже между собой хорошо знакомы и сдружились, делим их по дружбе.
ШАГ 2: 1 сентября мы по традиции едем на экскурсию, причём обязательно дети вместе с родителями. Сначала — по Москве. Позже (когда ребята станут постарше) по России: Кострома, Ярославль, Мышкин, Мартыново. Эти поездки не только открывают для детей родной город и страну, но и родителям — их собственных детей.
Ведь порой маме очень полезно посмотреть, как её ребёнок общается со сверстниками и учителями. В результате очень многие родительские типичные вопросы (конфликты со сверстниками, с учителями) снимаются сами собой.
Помню, мы с классом в Тулу поехали. И с нами была мама мальчика, которая до этого никогда в поездках участия не принимала. Она потом ко мне подошла: «Неужели он себя ТАК всегда ведет?» В общем, у неё глаза открылись. А если бы я на ребёнка стала жаловаться до того, как она своими глазами всё увидела, вряд ли мама поверила бы. У родителей, которые наблюдают своих детей и чужих, всегда появляется возможность анализировать, сравнивать.
Иногда мы даже дни рождения детей в поездках отмечаем, если даты совпадают. Тогда по секрету от именинника готовим маленькие подарочки и для него, и для его мамы (папы, бабушки — смотря кто в поездке с ним будет): каждый из ребят — от себя.
На протяжении всех 4-х лет учёбы экскурсии раз в месяц мы проводим обязательно. И не всегда это дальние поездки: у нас район спальный, поэтому родителям порой просто некогда вывозить детей в музеи, театры, на прогулки по городу — до всего далеко.
Приятно, что спустя какое-то время родители с детьми начинают уже и без учителя встречаться: созваниваются и договариваются, например, все вместе на роликах покататься.
ШАГ 3: По моей просьбе родители приходят на классный час и рассказывают о своих профессиях. Однажды, например, дедушка-адмирал приходил — рассказывал о службе на подводных лодках. Детям так понравилось, гак слушали! Потом многие родители захотели гоже прийти.
Была у нас бабушка — преподаватель английского на пенсии, — которая выучила к празднику с детьми 12 песенок на английском языке. Родители были в восторге, когда их дети вдруг запели по-английски!
Одна мама-фотограф не просто о своей профессии рассказывала — она на выпускной в 4-м классе сделала для каждого ребенка фотоальбом: как рос эти 4 года, как менялся.
Галина Норейко, классный руководитель 5-го класса: — В 5-й класс ученики приходят в смешанном составе. И мам, которые привыкли всё брать на себя, видно сразу: они по привычке активно включаются в работу. Но потом, когда понимают, что остальные всё на них свалили, быстро сдуваются. А жаль — начинается переходный возраст, и те, кто привык к коллективным выездам с родителями, к тому, что мама активно в жизни класса (а значит, и в его собственной жизни) участвовала, контакта с родителями и в этот период не теряют. И значит, наркотики, спиртное — всё то, что поджидает подростков, — таких детей не дождутся: от грехопадения в этом ужасном возрасте их удерживает интерес ко всему новому: и к Пензе с Тарханами, и к Парижу. Если же этот интерес вовремя не заложен, потерпевшими будут все: и семьи («Я уже взрослая и в твоих советах не нуждаюсь!»), и дети, которые подменяют новые впечатления пивом во дворе и в подъезде, и школа (с неизбежной статистикой правонарушений). И ещё: родители, когда они живые и контактные, -неконфликтные. Они видят работу учителя изнутри и уважают её. А учителя взамен их ценят и любят. Конечно, то, о чём рассказывает учитель начальных классов, — большая редкость: далеко не каждый педагог готов тратить столько времени. Но ведь и родители сами вполне могут всё организовать. Главное -понимать: надо участвовать в жизни детей, пока им, детям, это ещё нужно.
ШАГ 4: Родители вместе с ребёнком готовят проекты. Например, «Город будущего» из бумаги. Или по группам ставили сказку Чуковского и при этом рассказывали о биографии самого писателя.
Родители активно включились в работу. Выдумывали, кто что мог. Одна группа, например, превратила стихи Чуковского в рэп. После минувшего лета рассказывали, кто как его провёл.
Родителям было, кстати, интересно послушать, что именно их детям особенно запомнилось. А в начале сентября отправились всем классом в Коломенское. Задание было — по итогам поездки сделать фоторепортаж.
ШАГ 5: Поскольку все родители хорошо знакомы и с учителем, и между собой, они часто обмениваются книжками по детской психологии. Или читают то, что посоветует учитель. А потом -на родительских собраниях — обсуждают прочитанное.