КАК Я РАБОТАЛ НА СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Если попросить любого опытного водителя-дальнобойщика отметить флажками на карте страны места, где довелось побывать, то почти каждому из них понадобится немало времени. Да и флажков не напасешься. Большую часть жизни они проводят в дороге, а куда их приведет дорога в каждый следующий раз — подчас и не догадываются. Вот и наш герой — где только не довелось ему побывать, что только не пришлось возить! И из Карелии мрамор таскал, и в Якутии на зимниках подмерзал, и на северные нефтяные месторождения оборудование возил, и в казахстанских степях пыльные бури пережидал, и Урал переходил, и до Камчатки добирался со спецгрузом…. А тут вдруг звонок — выручай, срочно надо поработать на наше сельское хозяйство, хрюшкам комбикорм везти, машину подменить сломавшуюся. Всего делов-то — бочку для транспортировки подцепить. Надо — значит надо. Поехали! Учиться никогда не поздно — С таким полуприцепом ездить раньше не доводилось, — рассказывает Игорь, — пока цеплялся, все разъясняли: как заполнять бочку, как потом выдувать из нее комбикорм, как лучше поставить да другие мелочи. Вроде ведь ничего сложного, а свои премудрости есть в этом деле. Ну, зацепился, дали маршрут — в Курскую область, на комбикормовый завод — первый пункт, загрузка. Не был я там раньше, рядом бывал, а в самом этом городке Железногорске — не доводилось. До места — не так, чтобы и много, но поболе 800 километров будет. Запасся продуктами, забил холодильничек, кто ж знает, где в дороге придется поесть да голову к подушке приложить! Поехал…. И повел меня бортовой навигатор не по федеральным трассам, а все больше по региональным, а то и вовсе — почти по проселочным дорогам. Готовил, значит, к сельским работам. Дороги — они разные Дороги… Ну, какие могли быть хорошие региональные дороги после нынешней забывчиво-запутавшейся зимы, которая то приходить не соглашалась никак, проспав свое законное декабрьское время, то уходить не хотела, а уйдя, вновь вернулась, чтобы посечь уже настроившуюся на тепло и солнце природу резкими холодами и внезапным обильным снегом. Да и не привыкать вроде нам и нашим машинам к весенним ямочным сюрпризам. Где придется — пролетишь, где случится — проползешь,теша себя надеждой на скорый и обязательный ремонт. И что тут поделать, если климат у нас таков! Так добрался до трассы МЗ Украина — а по ней уже ехать вполне комфортно. И чем глубже в Брянскую, а потом и в Курскую области — тем приятнее глазу пейзаж, пролетающий мимо: есть у нас, оказывается, сельское хозяйство, вон как распаханы-засеяны поля вокруг. Вроде и снег только-только сошел, а уже то там, то здесь техника видна. Да и не просто там какой-нибудь тракторишка замусоленный, а хорошие современные тракторы. Один такой с второстепенной дороги выскочил и полетел, почти меня обгоняя. Думаю: что такое, гусеничный, а так чешет вперед! Пригляделся — а гусеницы-то резиновые, асфальт не портят, да и скорость позволяют неплохую держать. Все ближе в украинской границе, все плотнее становился поток фур с украинскими же номерами. Остановился на ночлег на стоянке и почувствовал себя почти за границей: из 23 фур, нашедших здесь приют на ночь, российским оказался я один, во как! Утром пришлось уже сворачивать с федералки, не доехав до границы всего-то километров пятьдесят, наверно. Вот и Железногорск! А Железногорск оказался вполне современным городом, с красивыми улицами, высокими домами и приятными людьми, которые вполне радушно объяснили мне, как лучше проехать в небольшой поселок, где и предстояло мне грузиться. Жаль, что не было времени пройтись по городу. Бывал здесь лет двадцать тому назад, и за эти годы из городка вырос небольшой, но очень уютный город. На комбинате подсунули мой полуприцеп-бочку под широченный рукав и за полчаса, наверно, задули в нее больше 25 тонн, махнули рукой — освобождай территорию! Долго ехал, быстро грузился — тоже хорошо, можно и отдохнуть немного, впереди почти такой же путь — теперь во Ржев, вот как меня закрутило по карте! Поехали! Обратная дорога всегда проходится легче, ближе к дому и МАИ мой веселее бежит, знает, что скоро денек отдохнет. Поля, деревеньки вдоль дорог — все остается позади. И вот, проехав Орловскую, Тульскую и Калужскую области, попадаем на Смоленщину, а тут уж каждый поворот знаком! Вот уже и Тверская родная область, Зубцов пролетает мимо, еще чуть-чуть — Ржев. Искать недавно отстроенный огромный агрокомплекс и не пришлось даже — он виден издалека. Стоп! Санитарный контроль На подъезде к Ржевскому филиалу агрокомплекса Дмитрогорье меня остановили строгие контролеры. «Тебе — мыться!». Ну, не мне, конечно, а машине, понятное дело. Заехал на отменно оборудованную мойку, где мощными стационарными «керхерами» сбили всю грязь, подцепленную на дороге. Ну, думаю, сейчас буду выгружаться. А не тут-то было! Я и на территорию комплекса, в сущности, еще не въехал, а меня уже на следующую помывку загоняют — теперь машину будут дезинфицировать. Обрызгали чем-то и отпустили. Думаете это все? Куда там! Третье препятствие — дезинфекция собственно колес тягача с полуприцепом: въезжаешь в какое-то огромное корыто, и только потом открываются последние ворота… Если вы еще помните о том, что на ферме нужно ходить в резиновых сапогах и грязноватых спецовках — забудьте об этом! За последними воротами мне выдали одноразовый комбинезон, бахилы и шапочку. В этот момент я почувствовал себя хирургом, который готовится войти в стерильную операционную. А ведь я только должен был выгрузить комбикорм! Точно в таких же комбинезонах на территории находились и сотрудники агрокомплекса — рабочими или свинарками даже язык не поворачивается их назвать! И я расскажу, почему. Свинокомплекс без свинарки Все здесь, на территории агрокомплекса, поражает масштабами и самыми современными технологиями. Корпуса вытянулись как по линеечке, вокруг везде разбиты газоны, ближе к лету они зацветут и будут радовать глаз яркими красками. Как я узнал здесь, все корпуса отапливаются, летом работает система кондиционирования: температура должна быть всегда около 25 градусов. На всем этом огромном комплексе работают не более 50 человек. И непосредственно с животными — в основном с самыми маленькими поросятами — всего 12 человек. Все процессы механизированы и управляются с помощью компьютеров. Ни тачек, ни ведер, ни раздачи корма «на глазок». И какие тут свинарки? Тут работают специалисты, по меньшей мере, с профильным образованием! Сколько корпусов — столько и мест выгрузки. У каждого корпуса свое хранилище, к которому я и подсоединял «рукава» бочки кормовоза. Включается компрессор, и мощный поток воздуха выдувает комбикорм, а специалист за пультом следит, чтобы лишнего не засыпалось: тут все строго по нормам. Единственное, что не понравилось: проектировщики не учли, что корма сюда будут завозить не маленькие трактора, а огромные многотонные тягачи. Разворачиваться и маневрировать было крайне сложно. Но нам, водилам, не привыкать к таким небольшим трудностям! Объехал все восемь корпусов и решил немного пройтись по территории. Ну, что сказать… Чтобы осмотреть территорию всю, надо хотя бы иметь велосипед — такая огромная площадь занята. И я никак не мог понять — почему не чувствуется такой знакомый, присущий всем свинофермам запах? Нет, какой-то запах, естественно, есть, животноводческое предприятие не может не дышать. И где знаменитые выгребные ямы для навоза? Оказалось, их нет вообще. Есть очистные сооружения, куда по трубам поступают естественные отходы. Здесь отходы сепарируются, жидкости отделяются, и остается только некий порошок темного цвета. Им можно почти сразу удобрять поля хозяйства. Удивляясь, я незаметно заглянул внутрь ближайшего здания — внутри ослепительная чистота, ровный свет и благостное похрюкивание. Да, на таком комплексе и сам бы поработал. Если бы не любил больше жизнь за баранкой. Вот так я поработал на сельском хозяйстве — совсем иначе, чем когда-то в школьные и студенческие годы. Жизнь меняется и все вокруг нас — тоже. Ведь говорят, что уже и водители скоро будут только кнопки на пульте нажимать — мол, машиной полностью будет управлять компьютер. В Японии такие машины уже есть. Но это уже совсем другой рассказ.