Фильм Федора Бондарчука «Сталинград» глазами тинейджера
В октябре на широкий экран вышел долгожданный фильм «Сталинград» режиссера Федора Бондарчука. Это картина о наболевшем, о жестокой войне; фильм, который никак не изменит прежнего отношения к Великой Отечественной, а лишь еще раз напомнит о том, за что сражалось поколение наших дедушек и прадедушек, бабушек и прабабушек, и как сильны были эти люди. После просмотра одна мысль не дает мне покоя — мысль о том, как бесконечно трудно им было тогда. И насколько была важна для российской и мировой истории великая Сталинградская битва, которая длилась с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943-го и стала переломным моментом во всей Великой Отечественной войне. Кровь, пролитая за эти восемь месяцев, навсегда изменила движение стрелок на мировом циферблате истории.
Картина Бондарчука вполне соответствует реальности. Всюду огонь, кровь, смерть. И конечно, сильный дух русского солдата, который как из полного бокала переливается за края экрана и проникает в зрителя. Противники говорят — «слишком пафосно». Да, пафосно и красиво. Снимать фильмы о войне без «пафоса» умели немногие и не в наше время. Более того, «Сталинград» рассчитан на публику 12 + , а на столь юного и впечатлительного зрителя гораздо больше впечатления производит льющийся через край, неудержимый, торжественный патриотизм, чем тихое, сдержанное, профессиональное страдание.
Режиссер Бондарчук смог показать нам всеобщую трагедию войны как всеобъемлющего горя и жесточайшей несправедливости, и личные драмы героев, перевернувшие их внутренний мир. Немецкий капитан Кан, образ которого вызвал столько нареканий со стороны профессиональных критиков, вовсе не бессердечен, он не безжалостный убийца со стальными нервами и каменным сердцем -он проклинает войну и умирает бок о бок с русским капитаном, не оказывая сопротивления, будучи раненым. Главный злодей убит русским разведчиком, то есть тоже пал жертвой войны, и перед нами возникает наиглавнейший враг каждого из героев -как немца, так и русского — Война. Эта Война — главное зло, а вовсе не люди, убивавшие и погибавшие ради чего-то высокого и необъятного, порой даже им самим непонятного, как этот немец. Нет на свете такой драгоценности, ради которой стоило бы вторгаться в чужую страну и убивать, убивать, убивать!
Сегодня многие жалуются на отсутствие национальной идеи у молодежи. Вот он фильм, который вселяет в сердца юных идею о величии и славе России, о Родине и об ужасах войны. Об этом ведь написал еще Лев Толстой в романе «Война и мир», а отец режиссера и актера Федора Бондарчука, великий режиссер и актер Сергей Бондарчук, снял по этому роману фильм. Мир един и целостен, война — противоестественна, она сводит людей с ума, она есть горе всего и всех, а не только оборонявшихся. И это есть в «Сталинграде»: русский спасатель в Японии становится героем для немецкой девушки, застрявшей под руинами здания после землетрясения.
Сильным образом в картине становится скульптура «Детский хоровод» — совсем юные пионеры, танцующие по кругу. На самом деле это фонтан, но вода больше не плещет и вокруг все разрушено. Есть только эти каменные дети… Все основные эпизоды взрывов, выстрелов и битв происходят именно на фоне скульптуры. Что же это значит? Меня такие эпизоды заставляли думать о том, сколько детей погубила война и сколько еще может погубить; о том, что каждый воин когда-то был ребенком, о том, что то поколение потеряло вот этот легкий и беззаботный танец детства — они сразу выросли и стали гигантами, великанами, героями, одетыми в свинец.
Много отрицательных отзывов вызвал «Сталинград». Личные истории героев скомканы и не имеют полноценного развития -неоспоримый факт. Развитие фильма происходит лишь под конец — возможно, так и есть. Персонажи не раскрыты, не обнажены характеры — тоже верно. Однако такие недоработки не испортили фильм. Да, он не идеален. Но разве режиссер Бондарчук задавался целью купить очиститель воздуха? Нужно ли отвечать на вопрос справились авторы с целью сопереживать и плакать или нет? Да, нужно. Да, справились. Фильм получился необыкновенно атмосферный, и, буквально попадая в него, становится сложно руководствоваться чем-то, кроме эмоций.
Все сражались за любовь -к женщине, к матери, к Родине. Идея проста и стара, как мир: война противоестественна, жестокость — величайшая и ужаснейшая разрушительная сила, но любовь в конечном счете победит и останется жить вечно. Не стоит смотреть фильм «Сталинград» с заведомой целью разочароваться. Надо идти в кинотеатр с открытым сердцем и быть готовым к сильным эмоциям и переживаниям. Ведь для простого зрителя чувства куда важнее близости к киноидеалам. Великий подвиг великого народа стал ближе к тем, кто не задумывался об этом раньше.
Фильм трогает. Глубоко. И мысли в голове становятся такими светлыми! «Как прекрасен мир сейчас, и как сильны были те, кто выживал и боролся тогда ради этого нашего прекрасного мира», — подумала я, возвращаясь из кинотеатра в свой родной, уютный, мирный дом.