В результате слияний и поглощений число компаний по страхованию жизни и имущества сократилось с 45 в 1941 г. до 18 в 1944 г., причем в дальнейшем предполагалось оставить только четыре крупные страховые компании концернов Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и Ясуда и страховую компанию Дайити (связана с Мицуи). На пути к осуществлению этой программы банк Санва слился со страховой компанией Санва, банк Токай — со страховой компанией Токай, банк Кобэ —со страховой компанией Кобэ и т. д.
Таким образом, в течение семи лет войны (с 1937 по 1944 г.) было ликвидировано около 500 средних и крупных кредитных и страховых институтов и осталось лишь около 90 коммерческих, специальных и сберегательных банков и страховых обществ. Из них решающее значение имели только пять коммерческих банков (Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда, Санва), один Объединенный сберегательный, пять страховых компаний (Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда Дайити) и два полугосударственкых (Японский банк и Промышленный банк), т. е. всего 13 кредитных учреждений, На долю которых приходилось не менее четырех пятых банковских депозитов и капиталов всех оставшихся в стране банков и страховых обществ. О такой высокой централизации кредита дзайбацу до войны не могли и мечтать. В мирных условиях понадобились бы многие десятилетия для того, чтобы нескольким крупнейшим кредитным монополиям удалось столь всеобъемлюще подчинить своему господству рынок капиталов страны.
После войны некоторые японские экономисты охарактеризовали отношения между банками и промышленностью в годы войны как «господство промышленности над банками». Журнал «Oriental Economist» (октябрь—ноябрь 1945 г.) охарактеризовал деятельность кредитных учреждений в годы войны как «агрессивную кредитную политику, поддержанную и даже введенную военщиной». Обе эти туманные формулы призваны скрыть тот факт, что в годы войны имело место чрезвычайно щедрое, на исключительно благоприятных условиях кредитование военной и тяжелой промышленности концернов полугосударственными и коммерческими кредитными институтами.
Столь большое расширение долгосрочного кредитования коммерческими банками не могло быть произведено обычным путем без государственной поддержки банков и без государственных гарантий их кредитов. По данным на 31 декабря 1945 г., из 48,4 млрд. иен крупных кредитов (суммой свыше 1 млн. иен), отпущенных восемью крупнейшими коммерческими банками, лишь 3,5 млрд. иен было отпущено под ответственность самих кредиторов; 22,5 млрд. иен было отпущено под частичную гарантию правительства, а остальная сумма, т. е. 22,4 млрд. иен,— под полную гарантию правительства К Коммерческие банки кредитовали военную промышленность, опираясь не только и не столько на свои обычные пассивы, сколько на кредиты, получавшиеся ими от Японского банка. Кредиты последнего всем банковским институтам страны возросли с 900 млн. иен к концу 1941 г. до 28 млрд. иен к 15 августа 1945 г. Японский банк в свою очередь не мог оказывать такие большие кредиты, опираясь только на свои обычные пассивы, и был вынужден прибегать к печатному станку.
Сумма банкнот Японского банка в обращении увеличилась с 1400 млн. иен в июле 1937 г. до 4701 млн. иен к концу 1941 г., до 17 746 млн. иен к концу 1944 г. и до 30 200 млн. иен к 15 августа 1945 г. Таков был метод использования инфляции как средства военной мобилизации экономики.