Восьмое число — день начала войны на Тихом океане (декабрь 41 г.).

Все это, разумеется, было пустейшей демагогией, имевшей целью убедить трудящихся в том, что бремя войны несли на себе также и капиталисты. Законодательство о регулировании прибылей не причинило ни одному из японских монополистов ни одной иены убытков. Так называемый «контроль над прибылями» представлял собой не что иное, как одно из средств «регулирования» капиталовложений. Дело в том, что никаких ограничений в прибылях японское правительство не вводило. Введены были лишь некоторые ограничения размеров уплачивавшихся дивидендов. Это значило, что до известных пределов была ограничена та часть прибылей, которую акциедержатели получали на руки и могли использовать для личного потребления или для каких-либо вложений по их собственному усмотрению. Таким образом, сохранилась другая, не разделявшаяся среди акционеров часть прибыли, что было выгодно для держателей контрольного пакета акций.

Для представительных господ существуют различные автомобили, и их не так мало. Но все равно лучшим из них остается лексус gx, который очень комфортабелен и удовлетворит самые изысканные потребности.

Ограничение размеров дивидендов тяжело отражалось лишь на тех, кто владел небольшим числом акций и для кого доходы по этим акциям были основным средством к существованию. Закон этот, таким образом, вел к уменьшению до: ходов и потребления мелких акциедержателей, но он служил интересам владельцев монополий, заинтересованных в увеличении с помощью низких дивидендов капиталов компаний

Через год после введения в действие 11-й статьи закона о всеобщей мобилизации, в апреле 1940 г. военное министерство предложило усилить контроль над прибылями. Принципиально новым в этих требованиях было то, что армия связывала контроль над прибылями с вопросом о понижении цен на готовые изделия военной промышленности. При существующих высоких ценах армия не может на отпускаемые по бюджету средства покупать военные товары в нужном количестве. Нужно понизить цены за счет непомерно высоких прибылей — таково было демагогическое, рассчитанное главным образом на привлечение симпатии народных масс, требование военщины.

Впрочем, даже это «радикальное» требование сопровождалось такой весьма характерной оговоркой: «При определении рациональных прибылей наибольшее внимание должно быть уделено тому, чтобы не был утрачен стимул для сокращения себестоимости путем роста производительности, чтобы это не явилось препятствием для развития производительных сил, чтобы, наоборот, поощрялось разумное предпринимательство» Оговорка эта, однако, не помогла бравым генералам из интендантского управления военного министерства. Финансовый капитал встретил проект в штыки. На другой день после его опубликования в печати акции большинства промышленных компаний покатились вниз, и печать выступила с резкой критикой требований армии.

В конце концов гора родила мышь. Опубликованный в октябре 1940 г. указ о контроле над счетоводством компаний не внес ничего принципиально нового по сравнению с указом о контроле над дивидендами, взамен которого он был издан. Речь опять шла о дивидендах, а не о прибылях. Прежний порядок выплаты дивидендов сохранялся, и разница была только в том, что если раньше границей, за которой начинал действовать правительственный контроль, были 10% к оплаченному капиталу, то теперь такой границей стали 8% ко всему капиталу, т. е. к оплаченному плюс резервы. Основная цель указа заключалась в том, чтобы укрепить резервы компаний. Ни этот, ни последующие указы, касавшиеся «контроля над прибылями», не меняли того факта, что так называемый «контроль над прибылями» был прежде всего одним из способов «регулирования» капиталовложений.

В последующие годы законодательство о прибылях и дивидендах изменялось в том же направлении, что и в первые годы войны. В 1944 г. «Ассоциация по контролю над финансированием», в которой руководящая роль принадлежала банкам дзайбацу, приняла решение о введении системы перечисления всех дивидендов на счета акционеров в банках, что открывало новые возможности для принудительной покупки акционерами облигаций государственных займов и для принудительного пожения их капиталов в военную промышленность.