Дзайбацу с успехом добивались сосредоточения в своих руках контроля не только над отдельными компаниями, но и над всем аппаратом управления оккупированными территориями. До захвата Японией Маньчжурии высшими правительственными органами, в ведении которых находились полуправительственные колониальные компании, были министерство колоний и квантунекое бюро при кабинете министров. После захвата Маньчжурии в январе 1933 г. влиятельные политические деятели, занимавшие в годы войны руководящие посты в правительстве и армии (Коноэ, Хирота, адмирал Суэцугу, генерал Мацуи и др.), создали «ассоциацию Восточной Азии», которая не только провозгласила лозунг «Азия для азиатов» как государственный официальный лозунг , но играла также большую роль в определении структуры правительственных органов по эксплоатации оккупированных территорий. При участии «ассоциации» создаются при кабинете «бюро по делам Маньчжурии», «бюро развития Восточной Азии» («коаин»), представительства которого на оккупированных территориях выполняли функции экономических управлений оккупационных властей. Все эти органы были в прямой и сильнейшей зависимости от армии, что являлось причиной постоянных трений между ними и руководителями колониальных компаний концернов.
Кстати, если вашему сайту необходимо продвижение и интернет маркетинг то смело заказывайте эти услуги на mosgorseo.ru
С началом тихоокеанской войны представителям концернов постепенно удалось прочно прибрать к рукам рее дело экономического управления оккупированных территорий. В феврале 1942 г. создается «комитет по строительству великой восточной Азии», в состав которого вошли 37 человек, среди них — 21 представитель «деловых кругов» . Комитет этот участвовал в подготовке создания министерства по делам великой Восточной Азии, которое было образовано в конце 1942 г. Дзайбацу вначале возражали против создания нового министерства, опасаясь, что оно превратится в чисто военный орган, но в конце концов новое министерство, объединив все прежние бюро, фактически стало гражданским органом по управлению политическими и хозяйственными делами всех оккупированных территорий . «Новое министерство,— пишет Дж. С. Аллэн,—под гражданским контролем стало более непосредственным агентом дзайбацу. Через это министерство дзайбацу могли координировать их политику на оккупирован-ных территориях и распределять захваченную собственность и активы по своему усмотрению. Министерство по делам великой Восточной Азии играло такую же роль в укреплении контроля дзайбацу в новейшей колониальной империи, какую министерство вооружений играло в военной экономике собственно Японии» .
Важнейшие общие принципы управления оккупированными территориями, которыми руководились центральные органы, заключались в следующем:
1. Безусловным преимуществом во всех видах предпринимательства на оккупированных территориях пользовались крупные японские концерны
2. Эксплоатации местного населения японскими колонизаторами производилась не только путем обычного найма рабочей силы, но и путем создания трудовых лагерей, где для мобилизованных рабочих создавался каторжный режим. Оккупационный режим своим острием был направлен против трудящихся классов, которые лишались каких бы то ни было возможностей для защиты своих прав.
3. Вся собственность колониальных компаний держав, находившихся в войне с Японией, за исключением той, которая реквизировалась или расхищалась армией, передавалась под непосредственный контроль японских концернов на соответствующих территориях.
4. На оккупированных территориях все предприниматели объединялись в отраслевые и общие контрольные союзы, компании и ассоциации совершенно так же, как это делалось и в Японии. При этом японцы были объединены о отдельные ассоциации, которые не только пользовались безусловным приоритетом, но контролировали, прямо или через японские власти, также и туземные организации предпринимателей.
Таковы были общие принципы организации режима по эксплоатации оккупированных территорий. Перейдем к рассмотрению крупнейших военно-колонизационных компаний и компаний концернов на оккупированных территориях.