О тех, кого не видит зритель

Как и на всяком предприятии, на киностудии есть люди совсем незаметных, на первый взгляд, профессий. Но от их умения зависит успех постановки фильма.

Много ли известно зрителям о работе художника по костюмам, реквизитора, гримера, мастера отделочного цеха, из рук которых выходят сложнейшие макеты, скульптуры, искусно сделанные цветы и даже целый лес? В этом цехе не меньше «чудес», чем в цехе комбинированных съемок. Это здесь сделали черепицу из папье-маше для

«Дон-Кихота», изготовили шхуну «Святая Мария» для «Двух капитанов», да еще создание flash-баннеров вокруг нее торосистый лед. Все, что придумают художники комбинированных съемок, создается умелыми мастерами этого цеха.

Для того чтобы одеть героев исторического фильма в костюмы соответствующей эпохи, нужно не один день провести в фондах музеев, перерыть десятки книг, посоветоваться со специалистами. Для съемок фильма «Академик Павлов» описание церемониала и одеяний участников торжественного собрания в Кембриджском университете пришлось даже запрашивать из Англии.

Свыше двадцати тысяч листов иллюстраций, гравюр, картин, рисунков просмотрел один из старейших художников студии Е. Еней для того, чтобы найти и детализировать изобразительное решение картины «Овод». Еще большую предварительную работу проделал он перед постановкой фильма «Дон-Кихот».

Большую роль в судьбе героя фильма «Два капитана» Сани Григорьева, как известно, играет обыкновенная почтовая сумка, выброшенная волнами на берег реки. Длительные поиски подобной сумки дореволюционного образца были безуспешны. Тогда догадались обратиться к старым почтальонам и по их описанию сумку изготовили на студии.

Ежедневно на поиски нужных для съемок вещей, книг, предметов быта отправляются специальные сотрудники. Их можно встретить в гостиницах, у известного собирателя почтовых открыток Н. С. Тагрина, на кладбище старых кораблей в порту. В самых различных учреждениях и организациях они разыскивают нужных людей, чтобы навести справку, записать воспоминания очевидца, получить консультацию.

На территории студии есть одно внешне ничем не примечательное здание. Стоит войти внутрь — и глаза разбегаются по сторонам от обилия и разнообразия собранных здесь вещей. Это — реквизиторская.

Вот две старинные уникальные бронзовые статуи Петра I. Они на учете в Эрмитаже.

В небольшой коробочке — дореволюционные деньги и кредитные билеты, а рядом — вполне современные пластмассовые бритвенные приборы, набор икон, подсвечников, ламп. В другом углу — комнатные растения, самые настоящие кактусы, фикусы, пальмы, а в двух шагах от них — муляжи овощей и фруктов. Стены сплошь увешаны бра и картинами. Здесь и копии произведений больших мастеров, и мазня базарного художника — все может потребоваться для съемки. Десятки часов — от простеньких ходиков до старинных в резном футляре, деревенские лапти и инкрустированные веера, берестяной туесок и тончайший хрусталь…

Около 25 тысяч различных предметов собраны в реквизиторской. В этом обширном хозяйстве есть и «живой» реквизит. В этом году в картинах снимается особенно много зверей. В фильме «Девочка и крокодил» — три крокодила, черепаха, кот. скворец; в картине «Она вас любит» — обезьянка; в «Дон-Кихоте» — десятки лошадей, ослик и лев; в «Старике Хоттабыче» — петух и целый караван верблюдов и слонов. «Живой» реквизит приносит много хлопот работникам, ухаживающим за зверями.