Наш автокомбинат — одно из крупнейших транспортных предприятий Москвы. Треть всего кирпича, половина железобетона, весь гравий для строек столицы перевозится нашими машинами. МАЗы, КрАЗы, КамАЗы, ЗИЛы — у нас почти 2 300 большегрузных автомобилей, также мы возим товары в магазин икеа. Да прибавьте к ним более полутора тысяч полуприцепов — вон какое хозяйство.
Всю эту технику надо вовремя диагностировать, ремонтировать, обслуживать. Подсчитано, что для этого необходимо почти 800 единиц технологического оборудования да плюс богатый ассортимент приспособлений. А промышленность по номенклатуре выпускает лишь около 200 единиц. Где взять остальное?
Поначалу нам казалось, что достаточно собрать группу инженеров, создать цех новой техники — и все в порядке, потребности комбината будут обеспечены. Собрали группу, создали цех. Прошло несколько лет, цех работал успешно, инженеры создавали новинки… Но уровень механизации всего производства изменился незначительно. А тут пошли другие марки машин, для них необходимо иное оборудование. . Поняли: не угнаться такими методами за темпами производства. Пришли к однозначному выводу, что на техническое творчество надо поднимать народ. Наваливаться на решение проблем не на одном участке, а по всему фронту сразу, не десятком — двумя инженеров, а всем коллективом.
Начали с человека, с создания благоприятного психологического климата, с морального и материального стимулирования новаторов. По согласованию с администрацией и профкомом совет ВОИР добился для активных новаторов льгот на путевки в пансионаты и дома отдыха, творческих командировок. Молодые рационализаторы получили право на присвоение очередного разряда по профессии без сдачи экзаменов. Первое удостоверение на рацпредложение вручается в торжественной обстановке вместе с памятным подарком. Только в первом полугодии 1984 года такой чести удостоилось 45 молодых рабочих.
А наглядная агитация? У входа в цех новой техники табличка: «В этом цехе работают заслуженные рационализаторы РСФСР…» — и далее фамилии. На рабочем месте в обойном цехе табличка: «Здесь работает лучший рационализатор Москвы, лауреат премии ЦС ВОИР…» Заслуженных рационализаторов на комбинате четверо, лучших рационализаторов Москвы — почти три десятка.
Сейчас на комбинате техническим творчеством занят каждый девятый, а среди ремонтных рабочих — практически каждый. На сотню работающих приходится 25 внедренных предложений с общим экономическим эффектом 4,5 тысячи рублей. Из 1 200 ежегодно внедряемых предложений почти половина направлена на сокращение ручного труда.
Существенная деталь: из 29 изобретателей комбината рабочих — 21. Цифра эта раскрывает важный социальный сдвиг в техническом творчестве. Почему на большинстве предприятий рабочий-изобретатель редкость? Талантов, думается, хватает везде, но не везде есть для них квалифицированная помощь. Оформить заявку, вести переписку с экспертизой не каждый может. И потому масса изобретений уходит в рацпредложения. А у нас работает общественное патентное бюро, которое оформило уже более 60 заявок.
Но одно ОПБ не способно справиться с развитием рабочего изобретательства. Мы используем и иные возможности: например, направляем инженеров-консультантов для оказания помощи рабочим.
Для решения комплексных задач созданы 23 творческие бригады. На их долю приходится до 70 процентов всех разработок. Бригада начальника мастерских текущего ремонта Т. И. Федорова разработала и внедрила более полутора, сотен рацпредложений, несколько работ защищены авторскими свидетельствами.
Дважды в год проводим смотр изобретательской и рационализаторской работы. Решение центральной смотровой комиссии объявляется принародно, в торжественной обстановке, но… на рабочих местах, где можно наглядно продемонстрировать преимущества новинки.
Есть у нас проблемы с выплатой вознаграждений. На самом комбинате практически не возникали конфликтные ситуации. А вот с выплатой вознаграждения в тех случаях, когда предложение, чаще изобретение, внедрялось в иных организациях, дело обстоит плохо: не платят годами. И какого-либо выхода из такой тупиковой ситуации пока нет.
Возникают сложности и с оплатой труда консультантов, специалистов, помогающих освоению новинки. Из-за этого распалось ОКБ, которое мы было создали для оказания помощи новаторам во внедрении. Выдавать премии за содействие? А как рассчитаться с конструктором за сверхурочную работу? Затраты с премией несоизмеримы…
Еще одна несуразица. Большинство оборудования на комбинате создано собственными руками, на основе рацпредложений. Но все это объектами новой техники не признается, поскольку в соответствующие планы не попало, а значит, и стимулируется иначе. Вот и получается: порой новая техника без новизны стимулируется лучше, чем наша рационализация, отвечающая требованиям сегодняшнего дня.
Можно назвать и другие трудности, но не в них главное. Главное — нам удалось всколыхнуть коллектив, удалось привлечь всеобщее внимание к техническому творчеству. Раньше мы тормошили рабочих, а теперь уже сами изобретатели и рационализаторы совету ВОИР «спокойно жить не дают». Это и есть, наверно, наше главное достижение.