ПРОСТОТА ЛУЧШЕ ВОРОВСТВА

Люди любят послушать прогнозы экспертов, хотя все они, как правило, не сбываются. Как только не ругали умники в техноблогах новый айфон, а продажи получились фантастические. Судьба проекта Pono относится к таким же парадоксам.

Все это время я и мои коллеги, точно так же считающие себя большими специалистами в эффективности рекламы, отмахивались от этого начинания. Судите сами, почтенный Нил Янг в интервью не раз бурчал о засилье MP3. Ах да, он еще жаловался об этом Стиву Джобсу. Ну и что, собственно? Мало ли кого раздражают MP3 и мало ли кто встречался с покойным? Однако же в сентябре 2012 года на телепередачу «Вечернее шоу с Дэвидом Леттерманом» наш старец явился с желтенькой трехгранной штучкой. Аудиоплеер Pono внешне скорее походил на шоколадку «Тоблерон» или детскую игрушку, но заявка была отчеканена нешуточная. Ни много ни мало: «Лучший звук, который вы сможете достичь». Flea — басист Red Hot Chili Peppers — послушал, как играет PonoPlayer в «Кадиллаке» Янга, после чего стал первым селебрити в цепочке «сарафанного радио». Под это дело обещан музыкальный сервис PonoMusic, который будет устроен аналогично iTunes, но без MP3, так ненавистных Янгу. Строго лосслесы, а пуще того — высокого разрешения по ценам от 15 до 25 долларов. Занятно, что маэстро обещает бесплатно предоставлять доступ к треку, если со временем он появится в PonoMusic Store в более высоком качестве.

Проект требовал 800 000 долларов, для сбора которых была задействована известная краунд-фандинговая платформа Kickstarter. В предзаказе плеер стоил 300 долларов, а после 15 апреля уже 400. Подробностей было маловато, техноги выглядели не очень довольными. Вместо подробностей мистер Янг ограничивался метафорами на тему «прямого звука из студии прямо в ухо» и прочей художественной чепухи. И сработало! Добрые люди чуть ли не в первый день собрали в полтора раза больше, а в настоящий момент объем взносов превысил 4 млн долларов. Как так получилось?

Для начала проясним-таки нюансы начинки PonoPlayer, которые удалось узнать в последнее время. Его емкость составляет 64 гигабайта внутренней памяти плюс еще столько же через карточку microSD. Партнером Pono вроде бы сначала значилась Meridian, но что-то не срослось. В итоге аналоговая и цифровая часть устройства была разработана американской компанией Ауге на основе опыта своих «взрослых» моделей — ЦАПов QB-9, QA-9 и усилителя KX-R Twenty. Преобразованием в PonoPlayer занимается довольно-таки неплохой 32-битный чип Sabre ESS ES9018. Цифровой фильтр работает в минимально-фазовом режиме. В отличие от классических фильтров фазолинейного типа здесь отсутствует паразитный «звон» перед фронтом импульса сигнала. Правда, идеального фильтра в природе не существует, и в данном случае платить за это приходится некоторым фазовым сдвигом в полосе пропускания. Однако многие утверждают, что ЦАПы с минимальнофазовыми фильтрами звучат более «музыкально». Очевидно, что сторонники этой теории нашлись и в Ауге. Все цепи PonoPlayer не используют обратной связи, а выходные каскады выполнены на дискретных элементах и обладают низким импедансом. Последнее будет весьма кстати для согласования с разными типами наушников, да и в целом все выглядит как минимум обнадеживающе. Помимо регулируемого выхода на наушники, предусмотрен еще и второй — линейный; разработчики уверены, что из Pono получится знатный источник звука хоть в автомобиле, хоть на чужой стереосистеме.

Если изначально Нил Янг толковал о каком-то своем чарующем формате «мастер-качества», то сейчас официально заявлено, что к продаже будут допущены FLAC-файлы. Также он утверждал, что в PonoiMusic будут продаваться треки именно в том виде, в котором они были финализованы на студии. На официальном сайте значатся четыре градации качества фонограммы — 44/16, 24/48, 96/24 и 24/192. Скорее всего, треки 24/44 или 24/88 также будут воспроизводиться, просто не были включены в список. Помимо FLAC, заявлена совместимость плеера с ALAC, MP3, WAV, AIFF и ААС.

Размеры PonoPlayer при весе в 128 г составляют 127x54x25 мм. Три цвета: желтый, синий и черный. Красного бы еще для полноты картины и актуальности. Время работы от одной зарядки ожидается в районе 8 ч. К небольшому сенсорному экрану прилагаются три кнопки: вкл/откл, а также плюс и минус громкости. Вот и все — простота лучше воровства!

По факту имеем что? Идея портативного плеера с аудиофильской начинкой не нова. Китайцы не первый год работают на этом поприще. Начиная со страшненького HiFiMan и до более презентабельных Astell&Kern, iBasso и других. И дискретный выход, и ES9018 — все это уже давно присутствует на рынке. Но, похоже, объемы Pono им и не снились. И не только потому, что за High-End-портатив китайцы просят тысячу долларов, а американцы за Pono — в два раза меньше. Можно поставить хоть по два ЦАПа на плечо, но, если у тебя нет бренда, сидеть тебе в нише вместе с технознайками. В случае Pono (как и с MonsterBeat, кстати) бренд-локомотивом выступил знаменитый музыкант со своими друганами по сцене. Вывод на рынок карманного плеера с HD-звуком был не просто выстрелом в пустоту. Он был синхронизирован с открытием соответствующего поля с контентом. Та же Warner Music потихоньку переводит свои архивные записи в 24/192 и намерена размещаться в PonoMusic Store. При этом осознание, что перед нами более аудиофильская вещь, чем тот же MonsterBeat, несомненно. Будем надеяться, что благодаря этому HD-аудиозаписи перестанут быть достоянием каких-то аудиогномов в пещерах и станут обычным житейским развлечением типа винила. Да, кстати, а по-гавайски Pono значит «правильный».