Вой ветра, шум прибоя,суши бутово, мерная поступь взвода солдат, стук копыт… Все эти звуки с помощью несложных приспособлений легко создает один человек. Вот он крутит ручку барабана, трущегося о шелковую полосу, и мы слышим характерный звук ветра. Если ручку крутить быстро — ветер воет тоненьким голосом, медленно — раздаются низкие, стелющиеся по земле звуки. Шум морского прибоя достигается с помощью небольшого деревянного противня с дном из наждачной бумаги. Маленькие дробинки перекатываются по наждаку с шумом, подобным звуку набегающих волн. Шаги солдат имитируют, мерно проводя пальцами по куску гофрированной бумаги. Две деревянные плошки в натренированных ладонях с поразительной точностью передают звук бега лошади — рыси, галопа, иноходи…
Один из кадров фильма «Неоконченная повесть»… Участковый врач Елизавета Максимовна поднимается по лестнице, затем быстро сбегает по ступеням вниз, идет по улице. Зритель отчетливо слышит звук её каблучков. Но записывали этот звук не во время съемки, а значительно позднее, в павильоне. «Шумовик» надел дамские туфельки и, глядя на экран, ходил по каменной плите, подражая шагам Елизаветы Максимовны.
В фильмах «Следы на снегу» и «Чужая родня» мы отчетливо слышим скрип снега под полозьями нарт и валенками Федора Соловей-кова. Эти звуки воспроизводятся очень просто — перед звукозаписывающим аппаратом мнут пальцами мешочек с картофельной мукой.
Чтобы облегчить создание сложных шумов и звуков, их стараются разложить на составные части и каждую из них воспроизводят отдельно. Нужно, например, изобразить звуковое движение танка на поле боя. Такой звук складывается из воя мотора, лязга гусениц и ритмичного постукивания их по земле. Вой мотора создают с помощью сирены, лязг гусениц — движением цепи по железному барабану, ритмичное постукивание гусениц — деревянной трещоткой. Воспроизводя одновременно все эти звуки, их с помощью записывающей аппаратуры смешивают, сочетают, усиливая или приглушая, чтобы добиться нужного для каждого случая звучания.
Почти за четверть века существования звукового кино в фонотеке студии накопилось свыше 15 тысяч метров пленки и магнитной ленты с записями разнообразных звуков и шумов. Нужен для нового фильма паровозный гудок — в фонотеке можно выбрать любой из имеющихся шестнадцати вариантов гудков.
Также, как и реквизиторам, много хлопот доставляют звуковикам животные. Прошлым летом в зоосаду не один раз пытались ранним утром, когда не мешают посторонние шумы, «подслушать» рык льва, щебет птиц, рев медведя, фырканье лошади. Рык льва и фырканье лошади удалось записать довольно легко. С медведем возились долго и безуспешно: кормили сахаром, уговаривали, дразнили, но рычать он категорически отказывался. Такое непредвиденное препятствие грозило сорвать срок окончания картины. Пришлось создавать медвежий рев искусственно.
…Наконец, картина озвучена и смонтирована. Теперь для ее окончательного завершения нужно сделать «шторки», затемнения, наплывы и, конечно, заглавные надписи, или, как их называют кинематографисты — «шапку». Это — последний шаг на пути нового фильма к выходу на экран.