СубТициано. В перископе Гранд-канал

Морские образы Александра Пономарёва вновь на просторах Венецианской биеннале современного искусства. После запоминающихся инсталляций в Русском павильоне 2007 года в рамках параллельной программы Биеннале-2009 организована персональная выставка художника. Венеция, давно впустившая в свои лабиринты современное искусство, стала одной из главных выставочных площадок всего нового, что представлено актуальными художниками в последние годы и межкомнатные двери массив сосны выглядит очень удачно.. Этому уникальному городу неповторимым образом удаётся объединить сокровища богатейшей в прошлом купеческой республики с плодами современного художественного процесса.

Очаги арт-культуры теплятся, возгораясь раз в два года, в пышной зелени оазиса — Джардини, в каре Арсенала, в кружеве палаццо и в бесчисленном количестве узких улочек и живописных каналов.

Венецианская реальность экзотична, поражает, заставляя примечать массу курьёзов — в архитектуре, инженерии города, проявлении традиций. Современные художники продолжают игру воображения, удивляя своими объектами, врывающимися в это сказочное пространство истории.

Над гладью Гранд-канала гордо возвышается рубка всплывшей «советской» подводной лодки. В этом году «Секретный фарватер» Александра Пономарёва прошёл в мутных венецианских водах. СубТициано — новый «глубоководный» проект, ставший органичным продолжением богатого творческого пути художника-моряка. Воды Луары, «игрушечный» водоём парижского сада Тюильри, величественная гладь Москвы-реки — в этих и других неожиданных местах отмечалось всплытие лодки-призрака вслед за подводной одиссеей 1996 года её полноценного, «живого» прототипа. Тогда, погружаясь в воды Северного Ледовитого океана в настоящей боевой подводной лодке, художник положил начало долговременному проекту «Утилизация стай», дающему советским подлодкам -грозной военно-стратегической силе Союза — новую мирную жизнь на волнах искусства.

Проект возвращения идеи подводной лодки «на территорию искусства» — символический финал пути через века от пророческих чертежей Леонардо к концептуальному арт-объекту. Авангардный анти-камуфляж, покрывающий корпус лодки, придаёт её суровым инженерным формам яркую живописную структуру. В таком обличий по каналам города, хранящего шедевры кисти Тициана, прокладывает маршрут новое художественное видение. В залах университета Ка’Фоскари, у стен которого пришвартована лодка, и музея Ка’Реццонико представлены графика, инсталляции и фотографии художника. Здесь реальность и фантазия сплетаются в единое целое, возводя субмарину в ранг культового объекта — символа мечтаний, воплощения красоты и гармонии. Структура и образность лежат в основе графических работ Александра Пономарёва. Используя смешанную технику, художник предпочитает акварель, теснее других материалов связанную со стихией воды, а также тушь и графит. Нередко основой внушительных по размеру работ становятся навигационные карты, оживляемые топографическими пейзажами и корпусами лодок, простроенных с живостью и точностью инженера-романтика. Сочетание графических структур рождает живописный образ, вибрирующий и зрительно оживающий. Экспрессия линий гармонирует с рациональной логикой инженерных построений. Вместе с мерцающим и деликатным вкраплением цвета создаётся ощущение глубины живого пространства, влаги и прохлады морского воздуха, трепета плотных складок волн.

Красота и органичность инженерной конструкции лодки ложится в основу большинства представленных работ. Так, изображение чрева лодки в разрезе уподобляется анатомическому срезу живого организма — сложного и «умного» механизма жизнеобеспечения. Оттенки красного с преобладанием карминового дополняют эффект сходства с живой плотью. Мотор «СубТициано» — сердце корабля, у которого есть характер и душа. Завораживающая структура лодки, спрятанная за плотным монолитным корпусом, обнажается художником на полотнах-чертежах и высвобождает-я в виде яркого графичного рисунка, нанесённого на её «тело».

В зале Ка’Фоскари выставлена также серия объектов из проекта «Спецконтроль». Это сатирическое воплощение образа лодки как культового предмета — необходимого спутника каждого романтика, символа мечты, внутреннего ощущения свободы и защищённости. Индивидуальная подлодка-аксессуар, упакованный в чемодан из оргстекла, который можно взять с собой в путешествие.

Неотъемлемой частью экспозиции стали масштабные фотографии, иллюстрирующие жизнь подводной лодки в океаническом просторе. Закалённые улыбающиеся моряки, холодная сталь перископов, бесконечные дали, простирающиеся до горизонта — мгновение жизни подводного титана между всплытием и очередным погружением длиною в вечность.