Информация, события Философ-нумизмат

2006 год ознаменован 150-летием Василия Васильевича Розанова (1856 — 1919), известного философа, литературного критика, автора ярких, зачастую скандальных статей и книг. Но мало кто знает, что В. Розанов был страстным нумизматом — коллекционером античных монет. В тяжёлые революционные годы сначала сам писатель, а после его смерти в 1919 году его дочери, чтобы прокормиться, вынуждены были распродавать коллекцию. Около 1500 монет попали в Музей-институт классического Востока, а оттуда -в собрание Музея изящных искусств, нынешнего ГМИИ имени А.С. Пушкина. Наиболее интересные и редкие из них — подлинные произведения искусства деметр— были представлены на выставке «В.В. Розанов — коллекционер-нумизмат» в Музее личных коллекций ГМИИ .

Сокровища Саксонии в Москве

В рамках долгосрочной программы «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле» и празднования 200-летия Музеев Кремля в Мироваренной палате Патриаршего дворца до 2 августа открыта выставка «Кабинет драгоценностей Августа Сильного. Из собрания Зелёных сводов. Дрезден». Русские зрители впервые видят сокровища, собранные Августом Сильным (1670- 1733), курфюрстом Саксонии и королём Польши. «Зелёные своды» — это «кабинет драгоценностей», тип королевской коллекции эпохи позднего барокко. В экспозицию вошли предметы из знаменитых гарнитуров -агатового, карнеолового, рубинового, изумрудного, сапфирового, алмазного и бриллиантового. Автор большинства изделий — выдающийся мастер Иоганн Мельхиор Динглингер, в дрезденском доме которого останавливался Петр I. Привезена в Москву и знаменитая подвеска с «Дрезденским зелёным» — Подвеска для шляпы с «Дрезденским самым крупным в мире зелёным бриллиантом. зелёным» из бриллиантового гарнитура.

Шедевры с берегов Сены

Знаменитый парижский Музей д’Орсе привёз в Москву выставку своих шедевров, чтобы поздравить давнего и постоянного партнёра — Третьяковскую галерею, отмечающую 150-летие. С берегов Сены в залы новой Третьяковки на Крымском Валу приехали 38 полотен и 17 скульптур — сокровищ французского искусства второй половины XIX — начала XX века — «золотого века» импрессионизма.

Изъять из экспозиции 55 первоклассных экспонатов в преддверии туристического сезона для Музея д’Орсе было непросто! Москвичи получили « незасмотренные» полотна Бастьен-Лепажа, Коро, Добиньи, Моро, Редона, Милле, Моне, Мане, Ренуара, Дени, Ван Гога и других художников, скульптуры Родена, Бурдена, Дега, Майоля — впечатляющую панораму одного из самых блестящих этапов в истории французской живописи, оказавшего немалое влияние на искусство других стран, в том числе России.

Земные корни супрематизма

На Московской Фотобиеннале — 2006 среди 100 про­ектов, прибывших с разных концов света, одним из самых оригинальных оказался очаровательно-нахаль­ный, по-настоящему весёлый проект сотрудничающей с галереей Марата Гельмана московской группы «Си­ние носы» (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров), Проект «Кухонный супрематизм» представляет собой остроумную, но без злопыхательства пародию на воз­ведённые в ранг икон XX века творения Казимира Ма­левича: знаменитые его композиции с большим изя­ществом выполнены из… съестных продуктов, в час­тности, сыра и колбасы, а роль эпохального «Чёрного квадрата» выполняет краюха чёрного хлеба. И сугубо теоретический, заоблачный супрематизм становится ближе и понятнее широким народным массам…

Здравствуйте, я «неогео»!

Галерея Гари Татинцяна впервые в России показала работы Питера Хелли, известно­го американского историка искусства, философа, художника, основателя движения «неогеометрический концептуализм», или просто «неогео». Суть его — выяснение роли абстракции и геометрии в сегодняшнем бесконечно усложнённом мире. Сугу­бо геометричен современный пейзаж: трассы, шоссе, кварталы домов-коробок. Ге­ометрическим узором опутывают пространство трубопроводы, телефонные прово­да, системы коммуникаций. Да и само общество чётко поделено по вертикалям и горизонталям. Неогеометризм Питера Хелли — это критический анализ и од­новременно метафора нашей сошедшей с ума цивилизации, давно уже не контро­лируемой обществом. Специально для московской выставки художник подготовил инсталляцию из 6 новых работ. Автор считает, что в России, давшей миру экстре­мальный по новаторству супрематизм Казимира Малевича, будет с интересом вос­принят опыт развития его идей в наши дни.

Пришествие Льва Лапина

Известный московский галерист Ильдар Галеев открыл в Большом Козихинском пе­реулке собственную Галеев-галерею, которая будет специализироваться на неизвес­тных или забытых мастерах довоенного отечественного искусства. На первой выс­тавке публике были представлены работы почти неизвестного ленинградского ху­дожника из окружения Казимира Малевича — Льва Лапина (1898 — 1962). Он не был художником, а работал на Сталепрокатном проволочно-канатном заводе име­ни Молотова, искусством занимался для души, в выставках не участвовал. Творчес­тво его развивалось от кубофутуристической стилизации к ар деко. Большинство его живописных работ погибло во время блокады. На выставке в Галеев-галерее была представлена чудом сохранившаяся серия из 44 чёрно-белых линогравюр на­чала 1930-х годов, аналогичных по манере ранней графике А. Дейнеки и Ю. Пиме­нова.